В верх страницы

В низ страницы

Cказания о небывалом

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Cказания о небывалом » Матчасть » Реалии и быт мира


Реалии и быт мира

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://forumstatic.ru/files/000e/cf/46/26062.png

Специфика мира и эпохи:
I. Речь.
II. Образование.
III. Способы связи.
IV. Способы передвижения.
V. Кухня.
VI. Быт и реалии.
VIІ. Единицы измерения.

VIIІ. Медицина.
IX. Брак: заключение и расторжение.

+1

2

РЕЧЬ

1.ОБРАЩЕНИЯ. Имеют собственную специфику. В средневековье (пусть и фэнтезийном), нет таких понятий как «джентльмен», «мистер, «мисс» или «миссис». Вместо них для демонстрации уважения к незнакомцу или незнакомке, пользуются такими формулировками, как «господин», «милсдарь», «сударь» (соответственно, «госпожа», «милсдарыня», «сударыня»). Если знаете фамилию, то присовокупляете  ее к обращению, если же нет, то сойдет и профессия (например, «господин маг»).
На всеобщем наречии коронованных особ называют Его (Ее) Величество, отпрысков королевских кровей – Его (Ее) Высочество. При обращении одного носителя дворянского титула к другому, допустимо упоминание одного титула (например, «Добрый вечер, граф»). Если к дворянину обращается простолюдин, то обязательно добавляется «господин»/»госпожа».
С особенностями обращений к титулованным особам на разных языках можно ознакомиться здесь.
К архимагам, как правило, обращаются «Ваше магичество». Общаясь между собой, маги редко пользуются устоявшимися формулировками типа «господин» или «сударь», предпочитая прибавлять к фамилии магическую степень (например, мэтр Харст, мастер Кейвил и т.д.). Тарлиссы всегда называют магов Первый/Первая, так как по их поверьям Праматерь Войка, первая и последняя магичка зверолюдов, состоит в духовном родстве со всеми волшебниками мира.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЯ. В здешнем аналоге христианства нет ни Иисуса, ни Богоматери. Вместо этого о защите просят целый сонм Богов: именем Дейкара заклинают духов и провожают в дальнюю дорогу, о покровительстве Карающего просят воины, судьи и чиновники, а к Дарующему обращаются крестьяне и ремесленники. Именем Велиссы молодожены клянутся у алтаря, ее защиты просят для беременных, рожениц и маленьких детей. Выражения «Урца тебе в помощники» или «Урца в зятья» имеет прямо противоположный благословению эффект, и это уж к ругательствам.

3. РУГАТЕЛЬСТВА. Забываем о таких проклятьях, как «черт», «дьявол» и иже с ними. Большинство бранных выражений Западного материка состоят из посылов к бесу, Урцу и Тракке. Популярными остаются такие формулировки, как «урцев сын», «бесово отродье», «катись к урцу» или «иди к урцевой матери», «проваливая во Тьму». Поминать Тракку считается, во-первых, плохой приметой, во-вторых, просто неприличным («Тракка» эквивалентно «блуднице», отсюда и расхожее ругательство «траккство», аналог нашему «бл*дство»).

0

3

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

В крупных городах учреждены школы для детей; мальчиков и девочек обучают в них раздельно, преподают основы чтения, письма, счета, богословия. Срок обучения колеблется от двух до пяти лет. Финансирует такие школы либо казна рата, либо месный лорд. 
В небольших городах и деревнях общеобразовательных школ, как таковых, не существует. Там в них просто нет надобности – люди состоятельные могут оплатить отпрыскам индивидуальные занятия, а дети крестьян, ремесленников, рабочих с малолетства помогают родителям (в меру своих сил, конечно).
Ремесленники (в том числе, маги-кузнецы и зельевары) иногда берут себе подмастерьев, и в течение нескольких лет натаскивают в собственно ремесле. Подмастерье фактически является не только учеником, но прислугой мастера, он исполняет все поручения и приказы, безропотно сносит подзатыльники или наказания покрепче. Когда срок обучения заканчивается, подмастерье еще некоторое время работает на своего мастера, таким образом, выплачивая стоимость обучения.
Некоторое количество школ учреждается при храмах - молодые послушники обучаются в них не только богословию, но и грамоте, счету, письму, и даже некоторым точным наукам.

ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНЕ

Врачей и хирургов обучают в медицинских школах, учрежденных при больницах, госпиталях, а иногда – при монастырях. Туда принимают юношей и девушек. Обучение грамоте – если оно необходимо – длится в течение двух лет. Затем год уходит на постижение теоретических основ, а потом учеников делят на лекарей и хирургов, после чего обучают раздельно. У лекарей упор делается на зельеваренье, изготовление снадобий и умение распознавать симптомы, у хирургов – на практическую медицину и анатомию. Третий этап обучения длится от четырех до семи лет. Молодые медики часто практикуют в городских больницах, набираясь опыта и выступая в качестве помощников.
Стоит такое обучение немало – от 2 до 7 серебряных вольг в месяц, хотя послушников при храмах обучают лекарскому делу бесплатно.
Целителей, как и всех магов, учат в индивидуальном порядке, но для приобретения опыта они так же практикуют в городских лечебницах.

ОБУЧЕНИЕ МАГИИ

Так уж сложилось, что лучшее образование получают именно маги. Ни аристократам, ни чиновникам, ни ученым или звездочетам не преподается больше, чем будущим чародеям.
Ошибочно мнение, будто магия «сделает все сама», достаточно лишь зазубрить слова и пассы. Нет, не сделает. Чтобы менять окружающий мир, магу необходимо понимать его.
Не понимая, откуда берется дождь, чародей-природник никогда не заставит его пролиться.
Не понимая, как функционируют внутренние органы целитель никого и никогда не исцелит.
Не зная повадок беса, экзорцизсту никогда не изгнать его.
Магу не стоит надеяться лишь на свою силу, потому что магия обычный инструмент, такой же как меч или кайло. А насколько эффективными окажутся впоследствии заклинания, зависит только от самого чародея и уровня его подготовки.
Сколько же стоит магическое обучение? Много, хотя не всегда эта цена измеряется деньгами. Лорд может оплатить своему ребенку наемного учителя, а как же быть простолюдинам? Их плата – они сами. Чародеи нередко берут на обучение талантливых детей из простых и даже бедных семей, но в таком случае ученики мало чем отличаются от обычной прислуги. После окончания обучения наставник может потребовать отступных (платы за пансион, на котором находился ученик) или назначить срок, который молодой маг должен отработать на своего Мастера.
Передача знаний всегда происходит в индивидуальном порядке, то есть по схеме «Учитель-Ученик». Одновременно у мага может быть не больше трех учеников (нет, чисто теоретически он может набрать и больше, но из такой учебы вряд ли выйдет что-то путное).
Начинается обучение, когда ребенок достигает лет шести-семи. Учить на самом деле можно и подростка, и даже взрослого, но тогда дело пойдет куда медленнее. Детская психика более пластична и восприимчива к тем изменениям, которые неизбежно несет за собой магическое вмешательство.  И даже после окончания обучения вчерашнему адепту едва ли предстоит почивать на лаврах. Магия – не прирученное животное, которое достаточно единожды посадить на поводок. Чародею постоянно приходится тренироваться, чтобы не растерять полученные навыки. Во время создания заклинания маг должен отлично понимать, какой результат он желает получить, какой объем энергии надо затратить и в какую форму эту энергию облечь. Небрежное отношение и потеря концентрации может повлечь весьма плачевные последствия.
Этапы магического образования в целом одни и те же, и если будущий адепт представляет себе бесконечное жонглирование огненными шарами, то его ждет разочарование. Магия на самом деле скрупулезная и даже занудная штука, требующая усидчивости и колоссальной трудоспособности. Заклинания не плетутся с кондачка, не выдергиваются из рукава, как платки балаганных фокусников. Каждое заклинение – четкая конструкция, точный расчет, отшлифованная и выверенная последовательность действий. Да, что-то маг делает по наитию, по отработанному за годы практики чутью, но ключевое слово здесь не «чутье», а «годы» и «практики».

Основные этапы магического обучения

Основные этапы таковы:

1. Грамотность. Будущий маг должен не просто уметь писать, считать и читать, а делать это бегло, грамотно, и не задумываясь. Следом очень часто преподаются иностранные языки, для того, чтобы в будущем адепт смог работать с первоисточниками магической литературы.

2. Базовая магия. Основа. Первыми изучаются заклинания Бытовой магии, как наиболее простые и безвредные. Затем преподается школа Хаоса (боевые заклинания). Всего освоение этого раздела магии занимает около пяти лет (плюс-минус год), причем два года уходят на изучение теоретической базы.

3. Стихийная магия. Профессиональная боевая волшба. Более сложный для восприятия и использования раздел магии.  Да, совсем не каждому чародею в будущем придется сражаться, поэтому далеко не каждый мастер заставит своего ученика потратить шесть лет на освоение Стихийной магии. И все же поверхностные, базовые знания в этой сфере даются каждому адепту (ознакомительный курс можно уложить в год-полтора, но после этого чародею будут доступны едва ли десятая часть стихийных заклинаний).

4. Высшая магия. Семь профильных направлений магии. За всю жизнь чародей способен изучить всего две Высших школы, и если кому-то кажется, что это мало, то он по-прежнему путает мага с балаганным фокусником. Изучение даже одной отрасли Высшей магии требует массу самоотдачи, времени, денег, сил и терпения. Необходима частая практика и условия для нее: целителям нужно лечить настоящие болезни, некромантам поднимать реальные трупы, а экзорцистам работать с полноценными духами. Для того, чтобы удовлетворительно пользоваться заклинаниями Начальной степени адепту придется потратить семь-восемь лет (два года теории, а после четыре – теории и практики). 

5. Параллельно с магическими дисциплинами, будущим чародеям преподается руны, география, история, а так же даются специальные знания, связанные с выбранными направлениями магии. Целители изучают медицину и зельеварение, зачарователи – минералогию, природники – зоологию и ботанику. Эти науки неспособны сами по себе заменить магические навыки, но могут помочь в понимании тех или иных вещей.

Одновременно стоит упомянуть о такой магической науке, как алхимия. Некоторые ошибочно считают ее чем-то вроде приятного бонуса, хобби, которое можно практиковать по выходным. Это не так. Алхимия – наука секретов, наука позабытых и вновь открытых  знаний, поэтому у того, кто заинтересуется ею, проблемы возникнут уже на этапе поиска учителя. Если учитель найден, и даже согласен поделиться своими тайнами, то адепту предстоит еще долгий путь. Алхимики проходят полноценное обучение магии, а параллельно углубленно изучают химию, зачарование, древние языки. Кое-какими успехами алхимик может похвастаться после пятнадцати-двадцати лет обучения, но и это лишь начало. 

Возможно ли совместить магическое образование с военным, например?
Возможно, но тогда ученик вряд ли достигнет настоящих высот в магии. Полноценное обучение мага занимает от девяти до семнадцати часов каждый день на протяжении десяти-пятнадцати лет. Где уж тут найти время на оружейные тренировки?

Реально ли изучать заклинания самостоятельно, с помощью книг?
В принципе, да. Имея доступ к первоисточникам и возможность практиковаться. Но тут существует одно важное условие – начальное магическое образование должен дать учитель-чародей. Будь ты хоть семи пядей во лбу, а самостоятельно постичь основы (Базовую магию) невозможно. Ну и следует понимать, что у самоучки будет множество пробелов в знаниях, а так же куда меньше возможностей для полноценной практики.

Всегда ли успешно обучение?
Нет. Иногда ученик оказывается слишком слаб или учитель не умеет правильно передать опыт и знания. Иногда сила вырывается из-под контроля, нанося психические и физические травмы, как адептам, так и окружающим.
И тем ни менее, желающих стать магом не убавляется. Магия это власть, могущество, уважение, золото, это единственный способ переступить через свое происхождение.
Магия это сила. А кто откажется от силы?

Куда податься после окончания обучения?
Будущая карьера мага зависит не только от его талантов, но так же связей и происхождения. Учитель, состоящий в Аренинском совете магов способен рекомендовать там своего выпускника, а затем найти ему приличное место службы.
Лучшим постом считается, конечно же, служба при дворе аристократа – здесь ждут хорошая оплата и комфортные условия. Правда, жизнь придворного мага едва ли можно назвать праздной: чародей сопровождает сюзерена в его поездках, оказывает боевую поддержку в случае проблем, разбирает магические неприятности феода и т.д. Он – советник своего лорда-нанимателя в любых вопросах, касательно магии (а порой – не только магии). Подобный пост проще всего получить боевому магу, целителю или зачарователю. С возрождением алхимии, также весьма востребованы специалисты данного профиля.
Опытных магов нанимают на службу крупные города – тогда маг сотрудничает непосредственно с городскими властями и от них же получает жалование. Его задача - поддержания магического порядка в городе и рассмотрение магических инцидентов.
Следующей по престижу считается служба в постоянной армии, специальных боевых отрядах.
Молодые маги, лишенные богатого покровителя, недостаточно опытные или известные, вынуждены много путешествовать в поисках разовой работы (наиболее частая вакансия это "охрана купеческого каравана"). 

Все указанные числа ориентированы на людей, как самую одаренную и способную к магии народность. У аскан, эльфов, талиан и эрфинов, сроки обучения увеличиваются в восемь-десять раз.

http://forumupload.ru/uploads/000e/52/9b/33-1.png

0

4

СПОСОБЫ СВЯЗИ

- голубиная почта – наиболее распространенный способ передачи сообщений. Птиц выращивают и дрессируют в одной и той же голубятне на протяжении года, после чего те способны вернуться «домой» чуть ли не из любой точки Материка. Уезжая и не желая терять связь с домом, путники берут с собой корзину с голубями; снабдив птицу запиской, ее выпускают и та возвращается в свою голубятню. В среднем, за день голубь может преодолеть расстояние в сотню километров (после чего требуется день отдыха). Для перехвата голубиной почты используют охотничьих ловчих птиц, чаще всего соколов.

- гонцы – достаточно дорогой, и далеко не самый надежный способ передачи сообщений. Гонцов, как правило, содержат дворянские дома и гильдии с Орденами. Чиновникам, купцам и прочим простолюдинам не по карману содержат наемного работника, оплачивать его дорожные издержки и частую смену верховых животных. Перехватить гонца с сообщением куда проще, чем ту же птицу, так как конный всадник, спешно меняющий лошадей на переправе, куда более приметен. Нередко таких посланцев подкупают, травят, да просто «снимают» арбалетным выстрелом на каком-то безлюдном тракте.

- «вестники» - заклинания, призванные передавать информацию на расстоянии. Кроме фраз, можно вложить в «вестника» образы, эмоции, ощущения. Плюсы – самая высокая скорость передачи сообщения, магии не нужно тратить время на сон, еду или отдых; заклинание непросто перехватить или прочесть. Минусы: зашифровать сообщение отправленное «вестником» невозможно. Отправитель должен открыться магу достаточно, чтобы тот сумел считать информацию, представить и «нацелиться» на адресата. Таким образом, «вестник» плохо подходит для составления тайных, не предназначенных для глаз постороннего, сообщений. Как правило, заклинание имеет вид птицы – горлицы, голубя, сокола, ворона.

- «зеркала Ульра» - артефакты, созданные для двусторонней связи. У каждого из говорящих должно иметься работоспособное, заговоренное зеркало. При вызове, по поверхности стекла пробегает рябь, артефакт издает тонкий мелодичный звон. Плюсы: говорящие могут находиться друг от друга на расстоянии до пяти тысяч миль; они не только слышат друг друга, но и видят, поэтому «зеркало» является идеальным средством связи для желающих переговорить с глазу на глаз из двух соседних городов.  Минусы: заговоренные зеркала – это громоздкие, тяжелые и одновременно хрупкие предметы, поэтому пользоваться ими в путешествии невозможно.

http://forumupload.ru/uploads/000e/52/9b/33-1.png

0

5

СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

- пешком – почти бесплатно. Самый распространенный способ передвижения. Пешком путешествуют крестьяне, ремесленники, чиновники, торговцы, жрецы, сборщики подати, маги, наемники… Путешествующему пешком не нужно думать, чем кормить верховую скотину или куда на ночь пристроить экипаж – была бы крыша над головой в холодное время года, и ладно. Единственные траты для таких путников – это пошлины, которые взымают при входе в город.

- на телеге – недорого. Такой вид транспорта доступен торговцам средней руки, зажиточным крестьянам и ремесленникам. Иногда телегу покрывают тканью, и получается этакий дом на колесах – худо-бедно укроет от зноя и дождя. Запрягают тихой, спокойной лошадью – главное, чтобы не взбрыкнула и не перевернула саму телегу, а скорость для такой езды ни к чему. Существенный минус – размер пошлины, которую требует стража при въезде в город. Деньги берутся не только за путника и его животное, но и за содержимое телеги, которое тщательно осматривается и оценивается.

- верхом – дорогой способ передвижения. Народности Западного Материка сумели приручить немало верховых животных – это лошадь, грифон, гиппогриф, шамхарр, грессхарр, аспид, крыльен. Однако доступен этот способ передвижения далеко не каждому. Во-первых, верховое животное само по себе стоит немало. Во-вторых, оно требует определенной сбруи верховой езды, постоянного ухода и кормежки (и если в случае с лошадью, последнее не такая уж большая проблема, то крупные хищники, типа грессхарра и шамхарра ежедневно требуют внушительный порций свежего мяса). В-третьих, хозяин верхового животного вынужден заботиться не только о своем ночлеге, но и о пристанище для четвероногого друга: заночевав в лесу, вам придется держать ухо востро, чтобы лошадкой не поживились волки, а владельцев крупных хищников могут вовсе не пустить ночевать на постоялый двор. При въезде в город за верховых животных всегда взымается пошлина (и порой весьма ощутимая). 
 
- экипаж – очень дорого. Сам по себе четырехколесный крытый экипаж рассчитан максимум на четверых пассажиров. Внутри довольно тесно, стены обшиты шкурами и коврами, для сохранения тепла. Содержание экипажа влетает в копеечку: уход за средством передвижения, наем возничего и лакеев, покупка и уход за лошадьми (в упряжи может одновременно находиться от двух до восьми животных). Экипажи доступны только имущим слоям населения – высшему духовенству, зажиточным дворянам, особам королевских кровей. На данный момент это самый быстрый и комфортабельный способ передвижения после телепортации.

- магия – очень и очень дорого. Заклинания перемещающие в пространстве принадлежат к одному из разделов Высшей магии, они достаточно энергоемки и сложно в плетении. Только опытный чародей может до метра высчитать «пункт назначения», в который отправляется объект. Обращаясь к молодому или неумелому магу, вы рискуете вообще не выбраться с «изнанки» пространства, оказаться в тридцати метрах над местом назначения или «влитым» в каменную стену. Естественно, все три варианта чреваты летальным исходом. И все же данный способ передвижения является самым быстрым из всех известных – за считанные минуты можно преодолеть десятки лиг. Существует два вида магического перемещение:
1. Телепортация - перемещение на достаточно короткие расстояния. Телепорт открывается магом в любой точке пространства и ведет в любую точку пространства (при этом маг должен очень хорошо представлять точку выхода).
Плюсы: мобильность.
Минусы: большая энергоемкость (и как следствие, малое расстояние перемещения), высокий риск ошибиться с точкой выхода.
Телепорт, как правило, это срочная мера, средство быстро переместиться на короткое расстояние.
2. Порталы - средства перемещения на большие расстояния. Порталы стационарны - точка входа и точка выхода находятся на одних и тех же местах. После использования портал снова заряжается специально нанятым магом.
Плюсы: риск "неудачного приземления" сведен к минимуму; энергоемкость сравнительно низкая.
Минусы: низкая мобильность.
Порталы (от 3 до 15 штук) расположены в крупных городах, используются для путешествий знати и высших чиновников.

http://forumupload.ru/uploads/000e/52/9b/33-1.png

0

6

КУХНЯ

Блюда, которые можно попробовать в любом городе Материка:

Хлеб – пшеничный и ржаной.
Мясо – говядина, свинина, баранина, крольчатина. Более нежное, а значит более дорогое мясо – телятина, ягнятина, поросятина. Птица – курятина, утятина, гусятина, индюшатина. Дичь – каплун, бекас, перепел, глухарь, фазан, олень, косуля. В дешевых заведениях вместо крольчатины могут подать кошатину, вместо свинины – собачатину, а вместо говядины - конину. Впрочем, дешевое мясо составляет неотъемлемую часть рациона в бедных семьях.
Яйца – курицы, утки, гуся, перепела, глухаря, тетерева и тд.
Каши – пшенная, ячменная, чечевичная.
Рыба – в основном речная, окунь, карась, карп, щука, сом. Весьма популярны раки – их варят с травами в круто посоленной воде и подают к пиву. 
Овощи – морковь, капуста, лук, чеснок, свекла, репа, брюква, тыква, кабачки, горох, бобы, кукуруза, перец, артишок, корень пастернака.
Фрукты – яблоки, груши, сливы, боярышник, ирга, рябина, айва,
Ягоды – клубника, смородина, черника, вишня, черешня. 
Грибы. 
Травы – укроп, эстрагон, чабрец, базилик, майоран.
Молоко и всевозможные молочные продукты  - сыр, сметана, творог, сливки, масло. 
Супы – с крупой и мясом, по сути, являются жидкой кашей. Иногда в супы добавляют сладкие травы, грибы, овощи.
Сладкое: мороженое молоко, мороженые ягоды с медом, фруктовые пироги, лесные орехи, запеченные в меду. Блюда не сахарят!
Напитки – квас, морс, пиво, мёд, эль, сидр, вино (сливовое, виноградное, яблочное), наливка, водка (пшеничная, тростниковая), травяные отвары.   

Деликатесы (доступны только состоятельным гражданам):

Улитки под медом и чесноком, салаты из сладких трав, шпината и слив, посыпанные толчеными орехами; пироги с голубиным мясом и ягодами; яблоки, маринованные в вине со специями и запеченные в меду. Яйца гидры, сваренные в соленой воде с добавлением трав и масла. Змеиное мясо с уксусом и ягодным соусом; соленая икра с чесноком; баранина со сладкими травами, черносливом и зернами горчицы; лебедь с винным соусом и базиликом. Паштеты и мясо феникса с медом, изюмом и сливками. Мясо мурены или гидры с кинзой, базиликом, оливками и перепелиными яйцами. 

Особенности национальных кухонь

В Империи Аскан по-особому маринуют в кислом вине волчатину с луком и травами. Готовят тюленье и китовое мясо, строганину из такой рыбы, как омуль, нельма, чир, муксун, голец. Можно попробовать сёмгу – свежую и засоленную; кабанину с острыми травами, перцем, уксусом и мёдом; медвежатину с зернами горчицы; рысью вырезку, заячьи уши в уксусе. В блюда часто добавляют клюкву и морошку, как противоцинготное средство. 

В Легирском курфюршестве практически в каждой таверне можно попробовать копченого лосося, а так же сельдь, треску, сардину, скумбрию. Из трески в здешних землях готовят лютефиск, из ягнятины с овощами – форикол, из баранины – смалахове (тушеная баранья голова) и феналар (тушеный окорок). Дичь часто запекают с травами и можжевеловыми ягодами. Как и в Аскане в еду часто добавляют клюкву, очень популярен клюквенный морс. 

В Талерском курфюршестве производится лучшая пшеничная водка. Популярны мучные изделия – калачи, пироги (с рыбой, мясом, ягодами), блины с начинкой (мясной, и особенно – рыбной), курник, оладьи. Многие блюда заправляются сметаной. Чем-то вроде национального блюда считается фаршированный осетр. 

В Кетвельском курфюршестве очень популярны блюда из дичи, а особенно – медвежатины и кабанины. Мясо жарят (часто целиком на вертелах, приправляя по ходу готовки), тушат с овощами, варят с крупами. Мужской едой считается мясо с кровью – не до конца дожаренное, которое подают со сладкими травами и овощами.

В Анхельском курфюршестве делают лучшие колбасы на всем Материке, а так же можно попробовать знаменитый пивной суп и похлебку с печенью. Многие блюда традиционно приправляются тмином.

В Аренинском курфюршестве можно попробовать оливки, мягкий сыр фета, форель, запеченную в виноградных листьях с гранатовыми зернами. Вообще, в Аренине многие «благородные» блюда готовят с использованием виноградных листьев – в них запекают баранину с орехами и мятой, козий сыр, маринованный в красном вине, овощи с сыром и ягнятиной, и многое другое.

На Лазурном архипелаге, а так же на южном и юго-западном побережье Материка даже в самой простой таверне можно заказать устриц, мидий, крабов, кальмаров и осьминогов. Так же, на Лазурном архипелаге производится тростниковая водка – самый крепкий спиртной напиток в мире.

Южное королевство Тан-Геллен знаменито фруктами. Практически везде можно попробовать инжир, финики, лимоны, апельсины, мандарины, а на юге королевства – любые морепродукты. Блюда часто приправляют базиликом. Очень популярен жаренный и подсоленный миндаль. Тан-Геллен – родина лучших белых вин.

Восточное королевство Эль-Самман славится своими сластями (пекмез – сироп из загустевшего виноградного сока, лукум, пахлава, локма, халва, джезерье). Блюда приправляются самыми разнообразными пряностями – черным и белым перцем, корицей, гвоздикой, мускатным орехом, имбирем, кардамоном, шафраном, цедрой. Эти же пряности идут на экспорт во все страны Материка.

Среди особых блюд Небесного Надела числятся брынза, мясо жеребят в вине, баранина, которую гресские жители умеют готовить множеством разных способов. Здесь же распространены персики, алыча, мушмула (локва), производятся лучшие красные вина Материка.

0

7

БЫТ И РЕАЛИИ

В мире нет:
- пороха (взрывчатые вещества есть, но порох не изобретен)
- салфеток, полотенец, носовых платков (просто не существует в обиходе; за столом пользуются ложкой и ножом, в домах попроще все едят из одной тарелки);
- кофе и чая (кофе получило распространение в Европе не раньше 17 века, равно как и чай, а значит в фэнтезийном средневековье, им места так же нет);
- летательных аппаратов;
- сложных механизмов;
- банков (займы берутся у ростовщиков и феодалов, а имущество свое каждый охраняет сам);
- электричества;
- классической гитары, пианино, фортепиано (струнных в средневековье было немало, а из клавишных только храмовой орган);
- мягкой мебели, портьер, занавесей (в холодное время года окна в богатых домах закрывались ставнями, завешивали гобеленами и шкурами; мебель была исключительно вырезанной из дерева, в случае надобности на сидение клали подушки). 

Дорого стоит:
- сахар - тростниковый, экспортируемый с Лазурного архипелага; в чистом виде доступен только знати и королевским семьям, в повседневности блюда сластят медом;
- пряности - произрастают только на юге Эль-Саммана, экспортируются во все страны Материка, и стоят больших денег. Монополия, что с нее возьмешь?
- зеркала и цветное стекло - производство стекла является трудоемким и материалоемким процессом, поэтому получившаяся продукция стоит очень дорого: популярны стеклянные украшения, бусы, сосуды; никто и не думает вставлять драгоценное стекло в окна (для этого существуют пластины слюды, бычий пузырь и материалы попроще). Зеркала представляют собой отполированные медные и бронзовые круги, стеклянные зеркала стоят баснословных денег и ценятся больше сапфиров.
- оружие – доступно далеко не каждому. Кованый меч хорошего качества стоит как десяток дойных коров, поэтому от нечего делать такие покупки не совершают. Оруженосцы годами собирают деньги, дабы после посвящения в рыцари приобрести достойный клинок. Берегут оружие, как зеницу ока. На вооружении у простолюдинов колья, топоры, вилы и прочий инвентарь.   
- лошади (и прочие верховые) – также предмет роскоши. Купить скаковое животное может далеко не каждый, максимум, на что хватит сбережений среднестатистического наемника – это деревенская кляча. Боевые тяжеловозы, способные выдержать рыцаря в полном облачении, доступны зажиточным гражданам, сыновьям дворян. Скаковую лошадь может позволить себе только дворянин или персона королевской крови. 
- книги – книги пишут вручную, каждая является произведением искусства, страницы и обложку часто украшают драгоценными камнями, жемчугом, инкрустируют перламутром. Поэтому книги стоят очень и очень дорого, доступны только для представителей знати, состоятельных магов и высшего жречества. Размер книг так же впечатляет, они ничем не напоминают современные карманные варианты, вместе со всей внутренней отделкой, кожаным переплетом и металлическими уголками книга весит весьма прилично. Читают такие фолианты, не лежа в постели, а стоя перед специальной подставкой для книги.
- грамота – умение читать и писать является привилегией дворян, ученых, магов, чиновников и жрецов. Жители крупных городов часто знают, как читаются и  пишутся простейшие слова – собственное имя, наименование кое-каких предметов. Крестьяне, мелкие ремесленники, наемники всех мастей чаще всего безграмотны, и это им нисколько не мешает. Считать до десяти умеют практически все, вне зависимости от происхождения. Общеобразовательных школ не существует.
- медицина (целительство) – получить квалифицированную помощь лекаря или мага, во-первых, дорого, во-вторых, непросто. На трактах, чаще всего, встречаются шарлатаны, готовые за пару серебрушек вручить зелье сомнительного вида и действия; в городах практикуют маги-целители и неплохие лекари, но посещение стоит очень немало; в столицах живут именитые чародеи и медики, однако, они работают на королевские и дворянские семьи, поэтому обслуживать проезжего путника вряд ли станут.
- песочные, гидравлические часы и прочая измерительная техника – вещи это, во-первых, редкие, во-вторых, весьма дорогие, в-третьих, бесполезные для большинства обывателей. Такие предметы, чаще всего, используются учеными, алхимиками, магами и жрецами, они дорогостоящие и хрупкие, поэтому хранятся в лабораториях, не предназначены для транспортировки.
- крашенная и вышитая ткань – яркие тона в одежде (голубой, пурпурный, синий, малиновый, зеленый) – признак состоятельности, богатства. Так же как и вышивка ткани золотыми и серебряными нитями, украшение бисером, жемчугом, самоцветами и драгоценными камнями.
- белый хлеб и скоропортящиеся продукты – тут, думаю, без комментариев.

0

8

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

ВРЕМЯ
Привычные единицы измерения времени «секунды», «минуты» и «часы» еще не вошли в обращение, без преувеличения можно сказать, что время принадлежит духовенству. Восемь раз в день звон колоколов возвещает начало служб, а с ними – и определенный час:   

Утреня (эльф. «иль-риволь»)  – 1 час ночи. 
Лауды (эльф. «иль-ситэль») – на рассвете.
Прима (эльф. «иль-приоль») – 6 часов
Терция (эльф. «иль-кас») – 9 часов
Секста (эльф. «иль-суон») – полдень
Нона (эльф. «иль-трин»)  – около 3 часов дня
Вечерня (эльф. «иль-фиор») – на заходе солнца
Комплеторий (эльф. «иль-шеоль») – ок. 9 часов вечера.

ТАГЕРИЙСКИЕ МЕРЫ
Данные единицы измерения распространены по всему континенту и используются почти во всех странах. Причина тому – широкая распространённость людской культуры, равно как и самих людей. Немаловажной причиной является и то, что курфюршества весьма активно торгуют с соседями, что в какой-то степени заставляет купцов других рас привыкать к используемым ими стандартам.

Масса:
1 фунт = 453, 60 грамм. Наиболее часто используемая мера массы.
1 стоун = 14 фунтов = 6,35 килограмм
1 квинтал = 112 фунтов = 50,8 килограмм
1 киль = 47488 фунтов = 21,5 тонн. Мера загрузки торгового судна.

Обратный перевод величин

1 килограмм = 2,2 фунта
10 килограмм = 1,57 стоунов
1 центнер = 1,97 квинталов
1 тонна = 19,68 квинталов

Длина:
1 дюйм = 2,54 сантиметра
1 палеста = 10 сантиметров
1 фут = 3 палесты = 0,3 метра
1 ярд = 3 фута = 0,9 метра
1 миля = 1760 ярдов = 1609 метров = 1,6 километра
1 лига = 3 мили = =4827 метров = 4,8 километра

Обратный перевод величин

1 миллиметр = 0,04 дюйма
1 сантиметр = 0,39 дюйма
1 метр = 1,1 ярда = 3,3 фута
1 километр = 0,63 мили
10 километров = 2,08 лиги
100 километров = 20,83 лиги


Площадь:

1 кв. дюйм = 6,45 кв. см
1 кв. фут = 144 кв. дюйма = 929 кв. см
1 кв. ярд = 9 кв. фут = 8361,27 кв. см.
1 кв. миля = 2,6 кв. км.

Обратный перевод величин

1 кв. сантиметр = 0,16 кв. дюйма
10 кв. см = 1,55 кв. дюйма
1 кв.м. = 1,2 кв. ярд
1 кв. км. = 0,39 кв. мили

Объём:
1 гран = 3,55 мл.
1 унция = 8 гран = 28,41 мл. Используется наравне с граном также как меры сыпучих тел в алхимии и зельеварении.
1 пинта = 20 унций = 0,56 литра.
1 кварта = 2 пинты = 1,14 литра
1 галлон = 4 кварты = 4,54 литра
1 бочка = 36 галлонов = 163,65 литра

Обратный перевод величин

1 грамм = 0,28 грана
1 мл = 0,035 унции
1 л = 35,19 унции = 1,76 пинты
10 л = 2,2 галлона
100 л = 0,612 бочки

ЭЛЬФИЙСКИЕ МЕРЫ

Несмотря на повсеместное использование тагерийской системы мер, данные единицы измерения всё ещё имеют хождение на территории Тан-Геллена и Эль-Саммана. В большинстве своём они аналогичны для этих двух королевств, однако иногда встречаются разные названия одного и того же мерного стандарта. Также ими иногда пользуются на южных и восточных Вольных островах.

Масса:
1 мира = 612 грамм. Используется чаще всего
1 сентун (Тан-Гелленское название – брант) = 12 мир = 7,34 килограмм
1 магор = 9 сентунов = 66,06 килограмм
1 мардон = 173 магора = 11 тонн 428 килограмм.
1 климер (используется только в Тан-Геллене) =2 мардона = 22 тонны 856 килограмм. Мера загрузки торгового судна.

Обратный перевод величин

1 килограмм = 1,63 миры
10 килограмм = 1,362 сентуна/бранта
1 тонна = 15,14 магор

Длина:
1 наль = 1,5 сантиметра
1 фалин (Тан-Гелленское название – лайр) = 7 налей = 10,5 сантиметров
1 крой = 8 фалинов = 0,84 метра
1 сарб (исключительно Эль-Самманское) = 74 метра
1 арон = 184 метра
1 шем = 34 арона = 6,25 километра

Обратный перевод величин

1 см = 0,67 налей
10 см ~ 1 фалин/лайр
1 м = 1,19 кроя
1 км = 13,51 сарб = 5,43 арона
10 км= 1,6 шема

Площадь:
1 варт = 19,76 кв. см.
1 разл = 256 варт = 0,5 кв.м
1 сет-разл = 8 разл = 4 кв.м.
1 дланнан = 22 сет-разла = 88 кв.м.
1 лапер = 103 длананна = 0,906 гектара 

Обратный перевод величин

1 кв.см = 0,05 варты
10 кв. см = 0,51 варты
1 кв.м = 1 разла = 0,25 сет-разла
100 кв.м = 1,14 длананна
1 га = 1,1 лапер

Объём:
1 цес= 2,37 мл.
1 краст = 7 цес = 16, 59 мл. Используются вместе с цесом в качестве точной меры сыпучих тел.
1 колта = 275 мл.
1 лаборс = 4 колты = 1,1 литр
1 билат = 5 колт = 5,5 литров
1 джат (Тан-Гелленское название – лиирн) = 27 билат = 148,5 литров

Обратный перевод величин

1 мл = 0,42 цеса
1 л ~ 1 лаборс
10 л = 1,82 билата
100 л = 0,67 джата

АСКАНСКИЕ МЕРЫ

С учётом достаточно ксенофобной внешней политики империи Аскан, на территории этого государства исконные единицы измерений сохранились куда лучше, и имеют даже большую распространённость, чем тагерийские – особенно в центральных и северных регионах.

Масса:
1 мин-длар (малый вес) = 230 грамм
1 ма-длар (большой вес) = 15 мин-длар = 3,45 килограмм
1 суншель = 12 ма-длар = 41,4 килограмм
1 латэр = 93 суншеля = 3,85 тонн

Площадь:
1 пинитр = 23,3 кв. см.
1 пларнин = 123 пинитра = 2866 кв. см = 0,286 кв. м
1 рапалер = 12 пларнин = 3,43 кв. м.
1 стайлий = 28 рапалер = 96,29 кв. м
1 амбасад = 169 стайлий = 1,63 гектара

Объём:
1 лантин (дословно – снежинка) = 2,8 мл.
1 шагра = 8 лантин = 22,4 мл. Также используются как точные меры массы.
1 дрино = 12 шагр = 268,8 мл.
1 тайш = 7 дрино = 1,89 л.
1 лафен = 4 тайша = 7,53 л.
1 альзей = 19 лафен = 143,07 л.

+1

9

МЕДИЦИНА

На сегодняшний день в деревнях практикуют травники, в городах – лекари, хирурги, Сестры и маги-целители. Несмотря на то, что медицина, как практическая, так и магическая, получила существенное развитие, она далека от идеала. Обычным делом среди деревенского населения является голод, и как следствие авитаминоз, ослабленный иммунитет, неспособность сопротивляться заболеваниям. В городах, где медицинскую помощь получить как будто бы проще, царит теснота и антисанитария, вспышки локальных эпидемий в неблагополучных кварталах – обычное дело. На улицах городов – особенно человеческих – полно слепцов, калек, горбунов, больных базедовой болезнью, хромых и паралитиков. Младенческая и детская смертность по-прежнему очень высока. Среди врачей множество шарлатанов и недоучек, поэтому нередки случаи неправильного лечения, ведущего к смерти пациента.
Наиболее распространенные болезни: чума, заражение крови (гнилица), холера, тиф, цинга, коклюш, сифилис, дизентерия, оспа, туберкулез, лепра (проказа), кожные и нервные болезни, золотуха, малярия. А так же «алая лента» - мутировавший штамм, ставший причиной двенадцатилетней эпидемии. 
Исцелением вирусных болезней занимаются лекари (посредством зелий и снадобий), и маги-целители. Вирусологии как науки не существует, поэтому методичным такое лечение назвать сложно. Лекарство базируется на многовековом опыте использования трав и животных вытяжек для исцеления. Магия продвинулась дальше – она находит вирус в крови пациента и выжигает его, хотя сам маг не имеет понятия о природе вируса.
Для дезинфекции ран используется магия, зелья, но чаще всего крепкое спиртное.
Нормальной практикой так же является обезболивание при помощи природных одурманивающих средств растительного происхождения (мандрагоры, белладонны, опия, конопли, некоторых разновидностей кактусов и др.), а так же наркотических зелий.

Лечением болезней занимаются:
1. Врачи (лекари) – как правило, травники и зельеделы. Обученные медики способные определить заболевание по симптомам и создать нужное снадобье. Практикуют, как правило, в городах. Нередко лекарские знания и навыки имеют монахи, они же работают в лечебницах при храмах и монастырях.
Лекарство так же практикуют тарлисские знахари, смешивая исцеление с помощью снадобий с ритуалами шаманизма.
2. Хирурги (в простонародье «костоправы»). Очень долго эта отрасль практической медицины считалась грязной, второсортной, презираемой врачами, однако, со временем отношение к хирургии изменилось.
К сложным хирургическим операциям относится камнесечение и грыжесечение, кесарево, вправление вывихов и фиксация переломов, ампутация конечностей, лечение катаракты, удаление гланд. Более простые – кровопускание, удаление зубов и мозолей, доступны не только медикам, но и цирюльникам, банщикам. 
3. Сестры – церковнослужительницы, наделенные способностью лечить. Механизм работы этой церковной магии слабо изучен и плохо поддается классификации.  Самых впечатляющих успехов Сестры достигли в исцелении душевнобольных.
4. Чародеи. Магия целителей – казалось бы, идеальная панацея от всех недугов – используется редко, и далеко не так эффективно как могла бы. Если сравнить энергоемкость заклинаний с объемом резерва среднестатистического мага, то становится ясно – чародей способен за раз вылечить около десяти легких повреждений или два-три тяжелых. И это опустошив резерв до донышка, что сулит самому магу усталость, головокружение и прочие не очень приятные ощущения.
Маги-целители практикуют в больших городах или на службе у дворян. Искусство исцеления стоит дорого, ведь оно требует серьезной подготовки, опыта и обширных знаний. На поле боя услуги целителей доступны, как правило, высшему командованию, но иногда маги входят в штат полевых госпиталей – как правило, это послушники Серой Башни, которым необходимо набраться практического опыта. Такие маги становятся помощниками хирургов, выполняя простейшие действия – останавливают или замедляют кровотечение, обеззараживают, обезболивают. Сама идея сочетания практической и магической медицины не нова – в Ордене Серой Башни это нормальное явление, как и в столичных лечебницах.

История врачевания длится столько же, сколько история разумных народностей.
Лучшее развитие практическая медицина получила в Империи Аскан и на Эльфийском Востоке. Еще в начале тысячелетия оба государства могли похвастаться официальными медицинскими школами, где обучали не только зельеваров-лекарей, но и хирургов. Анатомирование (вскрытие трупов) являлось обычным делом и для аскан, и для восточных эльфов. Более того, в Империи одной из видов казней была вивисекция – провинившихся отдавали для вскрытия медикам. Здесь же выстроили четыре закрытых города (Павлар, Борре, Ар-Гуилл, Вонга-Тор), где проводились многочисленные исследования физиологии разумных существ (в том числе, изучение законов наследственной передачи магического дара).
В людских землях медицина находилась в куда более плачевном состоянии. Церковь утверждала, что Двуликий заботится обо всех своих чадах, и никому не пошлет больше, чем тот способен выдержать. Следственно, все недуги – воля Богов, и принимать их нужно со смирением, вопрошая о милости только к Всевышним. Анатомирование трупов приравнивалось к осквернению, практически некромантии, поэтому преследовалась соответственно. Маги-целители практиковали и тогда, но их обучение было сопряжено с такими трудностями, что стоило не меряно. Лечением в основном занимались травники-зельевары и Сестры (их деятельность и приравнивалась к воле Богов).
Однако, в 818 г. после жестокой эпидемии тифа, архиепископ Кайнор V официально признал медицину «угодным знанием, обращенным на сохранение детей Двуликого». При храмах и монастырях начали строиться больницы, а в крупных городах при этих больницах учреждались медицинские школы. В 853 г. вскрытие трупов перестало быть нелегальным занятием, и Орден Серой Башни вышел из тени, начав практиковать в курфюршествах открыто. Появилась даже некое подобие системы здравоохранения – после эпидемии «алой ленты» в крупных портах торговые корабли обязательно проверяет врач, и только после этого команда может спуститься на сушу. Врачи получили право свидетельствовать на суде о причинах смерти, характере увечий, и т.д.
На Эльфийском Юге вскрытие трупов всегда являлось нормальной практикой. Во время развития некромантии одновременно развивалась и целительская магия, поэтому самые значительные открытия в этой области принадлежат именно эльфам. Хирургические достижения переняты у Эль-Саммана, поэтому южные медики часто обучаются в восточных городах.

Обучение:
Врачей и хирургов обучают в медицинских школах, учрежденных при больницах, госпиталях, а иногда – при монастырях. Туда принимают юношей и девушек. Обучение грамоте – если оно необходимо – длится в течение двух лет. Затем год уходит на постижение теоретических основ, а потом учеников делят на лекарей и хирургов, после чего обучают раздельно. У лекарей упор делается на зельеваренье, изготовление снадобий и умение распознавать симптомы, у хирургов – на практическую медицину и анатомию. Третий этап обучения длится от четырех до семи лет. Молодые медики часто практикуют в городских больницах, набираясь опыта и выступая в качестве помощников.
Стоит такое обучение немало – от 2 до 7 серебряных вольг в месяц, хотя послушников при храмах обучают лекарскому делу бесплатно.
Целителей, как и всех магов, учат в индивидуальном порядке, но для приобретения опыта они так же практикуют в городских лечебницах.

Больницы и лепрозории:
Больницы располагаются как в пристройках возле храмов и монастырей, так и в зданиях, специально выстроенных для этой цели. Учреждают их как частные лица, так и городские власти и духовники.
Возле больниц очень часто разбивают сад, где выращивают наиболее распространенные лекарственные растения. Отдельные палаты не предусмотрены, больные находятся в одной большой комнате, а кровати в лучшем случае отделены ширмами. Сами кровати так же общие – на одной лежит два-три пациента. В холодное время года все помещения отапливаются.
Нередко лечебницы одновременно являются приютами для бездомных, стариков и беспризорных детей. Именно из больниц образовались первые детские приюты.
Лепрозории (больницы для больных проказой), как правило, выносятся за черту города, чтобы ограничить число контактов прокаженных со здоровыми.

+1

10

БРАК: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ

В Людских курфюршествах

Средний брачный возраст в людских курфюршествах составляет 18-20 лет для мужчин, 15-18 для женщин. В дворянских семьях брачные союзы редко заключаются по любви, куда чаще помолвку заключают опекуны или родители, в то время, как жених с невестой могут быть еще детьми.
В деревнях и городах свадьбе предшествует сватовство, в ходе которого, жених (или его родственники) просят руки невесты у ее родителей. Через 2-3 дня после визита сватов, осуществляется ритуал рукобития (помолвки, сговора, запоя, заручин) – застолье в доме невесты, в ходе которого обсуждают сроки и расходы на свадьбу, приданое невесты и свадебные чины.
За день до свадьбы подруги проводят невесту в замужнюю жизнь на девичнике (который проходит, как правило, в бане), а друзья «пропивают» жениха. На девичнике невеста раздаривает ленты и бусы, оплакивает свою волю, косу – девичество (делается это для того, чтобы не пришлось плакать в замужестве).
Простолюдины венчаются на паперти перед церковью, дворянам разрешается венчаться внутри нефа. Свадебную церемонию проводят жрицы Велиссы (жрице так же положено приносить дары). После церемониальной части следует пир в доме невесты или жениха – застолье, как правило, занимает два дня, после чего молодоженов провожают в их новый дом, либо же в дом родителей жениха. 
Ситуация, когда мужчина на 10-15 лет старше своей жены совершенно нормальна.
Для мужчин добрачные связи обычная практика, девушка же должна выйти замуж невинной (женитьба не девственнице как будто бы повышают шансы мужчины, что будущий ребенок родится именно от него; в религии же невеста отождествляется с Велиссой). Законным браком считается тот, который был освящен в церкви в присутствии, как минимум двух свидетелей.
Людское общество (а особенно Церковь) неодобрительно относится к образу свободной женщины – вдовы или старой девы, не стремящейся к замужеству. Такая женщина может прослыть блудницей, шлюхой, которая путается со многими мужчинами, не желая узаконить подобные отношения. Мужчина долгое время сохраняющий статус холостого человека так же не внушает доверия – он вряд ли получит значительную должность, добьется повышения на чиновничьей или придворной службе. Заключение брака считается признаком благонадежности и зрелости.
Законным считается брак, заключенный между представителями одного социального слоя: например, знатная девушка, вышедшая замуж за простолюдина, может быть насильно возвращена в семью, а брак признан недействительным (как следствие, рожденные в нем дети – незаконнорожденными). Тресское герцогство – единственное государство, где рабыня может выйти замуж за свободного мужчину, и тем самым получить свободу.
В людских городах освящают браки между представителями разных народностей, особенно часто случаются эльфо-человеческие союзы. Однако, дворяне всех трех рас очень неохотно смешивают кровь с инородцами, во избежание земельных притязаний в будущем.
Законом не предусмотрено расторжение брака – в теории, и женщина и мужчина могут уйти из семьи, жить отдельно, но при этом они все равно связанны брачными узами. Мужчина в любой момент может претендовать на свою жену, и вернуть ее в семью силой. Пока жив один из супругов второй не может сочетаться браком с другим человеком.

В Империи Аскан

В Империи Аскан браки часто заключаются по договоренности родителей, обручают даже детей. Например, это нормальная практика Высших Домов, где принято обручать чуть ли не новорожденных (сама церемония бракосочетания, естественно проводится после достижения и женихом и невестой половозрелого возраста). 
Хар’раз (или «договор») – процедура заключения сделки между родителями (опекунами, представителями) жениха и невесты. В доме невесты накрывают стол, гости со стороны жениха приносят с собой подарки (чаще всего вина, ткани, изделия из серебра). В ходе хар’раза оговариваются сроки будущей помолвки, размер выкупа за невесту и ее приданного.
Маркхар («помолвка») проходит в доме невесты. Приглашены на нее только близкие родственники жениха и невесты, в богатых семьях для пира забивают крупную дичь, и готовят его с чесноком и сладкими травами. Именно на маркхар семье невесты передают выкуп за нее (чаще всего, это серебро, кожи, меха, самоцветы, иногда скотину и шамхарров). В этот же вечер жених и невеста порой видят друг друга впервые, имеют возможность поговорить. В присутствии родителей жених передает невесте кольцо и называет дату будущей свадьбы.
Айра’хаз, свадьбу, планируют на зиму. Начинается она утром, когда к дому невесты прибывает кортеж жениха (состоящий, как правило, из молодых мужчин: друзей жениха, нанятых лютнистов, артистов и скоморохов). Семья невесты передает в их присутствии приданое, и после этого, права на невесту переходят к семье жениха. В свою очередь жених делает невесте свадебный подарок – драгоценный гребень, пояс или головной обруч.
Освящение брака проходит или в доме невесты в присутствии жреца или в храме Эльхеоры. После этого новобрачные, их семьи и приглашенные гости перемещаются в дом жениха, где и проходит свадебный пир.
Средний возраст вступления в первый брак 45-65 лет для мужчин, и 35-40 лет для женщин.
Первая, старшая жена должна быть невинна на момент бракосочетания. Для младших жен это необязательно, в простонародных семьях нередки случаи, когда младшими женами становятся вдовы, опытные в ведении хозяйства и воспитании детей – считается, что они могут помочь более молодым женщинам, обучить их. Для асканки, потерявшей мужа, повторный брак иногда единственная возможность выжить самой и воспитать осиротевших детей.
В Высших Домах, где женихом и невестой в большинстве своем являются родные брат с сестрой, процедуру договора и помолвки, как правило, опускают. Нормой считается, если между невестой и женихом в подростковом возрасте возникает добрачная связь.
Развод асканскими законами не предусмотрен. Овдовев, женщина не наследует за своим супругом его должность или полномочия, и чаще всего переходит на иждивение семьи мужа. Может она вернуться и в свою семью, забрав приданое, но рожденные в браке дети должны остаться в семье мужа.
Незаконным считается брак, заключенный между велтаро и представителем другой народности (поскольку, от такого союза никогда не родится ребенок, то и подобный брак бесполезен).

Иерархия асканского гарема

В асканском гареме иерархия определяется не количеством произведенных на свет наследников (хотя это так же немаловажный фактор, влияющий на благосклонность мужчины к той или иной женщине), а родственными связями семьи жены и семьи мужа. Чем ближе родство, тем выше положение женщины в гареме.
Как правило, под гарем отводится особая часть дома (т.н. «женская половина»), покидать которую без разрешения могут лишь старшие жены (ррэвай и эрсаал). В теории завести гарем может каждый свободный мужчина, но на деле это весьма дорогое удовольствие, поэтому позволить себе гаремы могут лишь очень состоятельные велтаро (как правило, знать Высших Домов).

Армин – обыкновенные наложницы, рабыни, не состоящие в родстве с семьей мужа. Получают минимальное жалование, содержатся за счет дома мужа, не имеют права самовольно покидать дом или город. Выполняют работу прислуги, и, по сути, мало чем отличаются от обыкновенных домашних рабынь. Мужу совершенно не обязательно вступать в интимную связь с армин, а дети, рожденные от такого союза, не имеют права претендовать на фамилию или часть наследства отца.   

Наррэ – вдова, вступившая в брак повторно. По сути, наррэ – правая рука эрсаал в деле управления гаремом, это опытная женщина, обучающая наложниц-армин, присматривающая за ними, лично прислуживающая эрсаал. Дети наррэ не имеют права претендовать на титул отца (если он есть), но, как правило, получают хорошее воспитание в его доме, и остаются в нем. Сама наррэ находится на пожизненном содержании у мужа. 

Ррэвай – женщина, состоящая в дальнем родстве с мужем (троюродная сестра или дальше), либо же просто равная ему по соц.статусу. У одного мужчины может быть до четырех жен-ррэвай одновременно. Все женщины равны в правах, их основным занятием является воспитание и обучение детей. Ррэвай может покидать дом, когда захочет, но не участвует в публичных застольях и не сопровождает мужа на светских мероприятиях. Дети ррэвай претендуют на титул и наследство во вторую очередь. 

Эрсаал – Божественная супруга, главная жена, в Высших Домах почти всегда является родной или двоюродной сестрой собственного мужа. Эрсаал в гареме может быть только одна, это звание неотчуждаемо в течение всей жизни. Эрсаал управляет домом и гаремом, по разрешению мужа может садиться за общий стол во время межклановых пиршеств и сопровождать супруга в официальных поездках. Ее дети первые претенденты на титул, наследство и главенство в семье.

В Южном Королевстве Тан-Геллен

В Южном Королевстве эльфов, Тан-Геллен, о свадьбе очень редко договариваются на уровне родителей (как правило, это касается только семей Золотой Лозы). Первый брак заключают в возрасте 60-70 лет. Присутствует заметная свобода нравов, особенно в имущих кругах – в них нередки добрачные связи среди молодежи, причем свободно ведут себя и юноши, и девушки. Однако, после заключения брака блуд на стороне осуждается. 
Для помолвки юноше достаточно подарить девушке кольцо, и в устной форме предложить ей замужество. Получив одобрение, жених отправляется к ее родителям – приносит подарки отцу, матери и незамужним сестрам, после чего просит руки невесты. В случае согласия со стороны родителей, здесь же обсуждается дата свадьбы, затраты на нее, приданое.
За неделю до свадьбы в доме невесты накрывают стол, и устраивают ужин в узком кругу – присутствуют жених, невеста, их родители, родные братья и сестры. Этим же вечером родители невесты передают ее приданое.
В ночь накануне свадьбы друзья жениха и подруги невесты устраивают два отдельных праздника – с песнями, танцами, подарками. Эльфы считают, что как войдешь в замужество, такой будет вся семейная жизнь, поэтому в брак нужно вступать с радостью и легким сердцем.
Обряд бракосочетания проводит жрица Велиссы в храме, доме или вообще на свежем воздухе, где-то в саду. Сама свадьба празднуется несколько дней (от двух до десяти), весело, шумно и с размахом. Пригласить на нее можно не только родных и друзей, но и соседей, важных персон, которые на этот момент могут оказаться в городе, случайных путников, артистов, сказителей.
Молодые часто живут в одном доме с родителями. У южан вообще очень сильны семейные связи, поэтому старшее поколение активно участвует в воспитании детей, ведении общего хозяйства.
В Тан-Геллене узаконен развод. Один из супругов (или оба) обращаются в храм Трех или канцелярию градоправителя, после чего их мнения заслушивают, и выносят решение, расторгая брак на тех или иных условиях. Поводом для развода может послужить насилие, жестокое обращение, бесплодие, блуд. Если один из супругов может доказать виновность другого, то он же в праве требовать денежную компенсацию.
Овдовевшая женщина в полном объеме наследует имущество мужа, его титулы и привилегии.

В Восточном Королевстве, Эль-Самман

На Востоке, в королевстве Эль-Самман традиционным считается брак по договоренности родителей, опекунов или доверенных лиц. Женщина имеет очень мало прав, поэтому принимать такие решения самостоятельно не может, ее брачные интересы обязательно должен представлять мужчина – отец, дядя, брат, опекун. Средний брачный возраст 40-55 лет для женщин, и 65-70 для мужчин. Детей знатных семейств сватают едва ли не с рождения, а после стараются воспитывать вместе, чтобы дать привыкнуть друг к другу. Так же разрешены браки между близкими родственниками – кузенами, родными братом и сестрой, дядей и племянницей. Совершенно обычна ситуация, когда муж на 150-200 лет старше своей жены.
Старшей женой считается не та, которая старше годами, а та, на которой мужчина женился первой.
Женщина должна быть скромна и целомудренна. В случае, когда невеста в первую брачную ночь оказывается не девственницей, семья жениха вправе поднять скандал, признать брак недействительным, а девушку с позором вернуть ее семейству. Приданое такой невесты остается в семье жениха, как компенсация за обман, а выкуп возвращается.
Первый сговор, или «лах-тарин» совершается, когда жених, либо же его родственники только присматриваются к семье будущей невесты. В доме жениха организовывают грандиозный пир, на который приглашаются отцы или опекуны потенциальных невест.
«Лей-тарин» это официальные смотрины, их устраивают уже в доме невесты. Девушке разрешено показаться гостям, а так же продемонстрировать свои умения: сотканные и вышитые полотна, ковры, пояса, подать кушанья собственного приготовления. За этим же ужином осуществляется помолвка, обговариваются материальные вопросы, в том числе объем приданого и выкупа за невесту.
После заключения помолвки, девушка начинает ткать мильту – специальный мужской свадебный пояс.
Утром, в день свадьбы невеста встает до рассвета, читает молитву, а после расплетает шитази (шитази – амулет, косица из синих, красных и желтых нитей, который получает в подарок каждая новорожденная девочка). Нити шитази сжигаются, таким образом, невеста прощается с девичеством.
Ближе к полудню приезжают родственники жениха – они передают выкуп (деньги, ткани, вина, жемчуг, скотину, лошадей, охотничьих птиц, ковры), и забирают приданое. После жених делает свадебный подарок невесте (как правило, драгоценное украшение), отец подводит дочь к ее будущему мужу, таким образом, вверяя ее другому мужчине, и лишаясь прав распоряжаться ее судьбой. 
Бракосочетание проводит жрец Видящего в храме или молельне. Когда свадебный обряд уже завершен, праздник перемещается в дом родителей мужа. Перед входом в дом муж снимает с себя медальон и надевает его на шею жене, тем самым как бы наделяя ее своими правами в этом доме. Жена в свою очередь снимает с себя мильту, и опоясывает мужа, символично привязывая себя к нему.
На пиру девушка не должна пить хмельные напитки. Играет музыка, но танцевать под нее не принято. Свадьба длится около двух дней, приглашать на нее принято родственников, друзей, чиновников, уважаемых горожан и мужей.
Расторжение брака возможно только в одностороннем порядке – муж вправе выгнать жену, тем самым лишая ее собственного покровительства. Однако, для подобного поступка ему нужны веские доводы – доказательства измены, неприемлемого поведения (например, воровства), неспособность родить ребенка. После расторжения брака, мужчина вправе взять себе другую жену; женщина так же может выйти замуж, хотя на практике это практически нереально – разведенная женщина считается негодной, опозоренной, порченной. 
Вдовы наследуют титул мужа и его состояние, а по желанию – и профессию.

Иерархия эль-самманского гарема

Гаремы в Эль-Саммане – привилегия королевской семьи, свои собственные гаремы есть у каждого мужчины эль Тосканиссов вне зависимости от его возраста. Внутри гарема царит строгая иерархия, в соответствии с которой женщина обретает власть, особый титул и денежное содержание.

Джанхи – низшая ступень в гаремной иерархии, наложница (простолюдинка или рабыня), совершенно любой народности. Основные обязанности джанхи это работа по дому, обслуживание женщин, стоящих на более высокой иерархической ступени. Каждую девушку в течение двух-трех лет обучают домашним ремеслам (вышивке, прядению, ткачеству, готовке), танцу и грамоте. Джанхи состоит на минимальном жаловании, и имеет один свободный день в месяц (остальное время она не может покидать здание гарема).

Сабирши – джанхи, которая сумела как-либо обратить на себя внимание хозяина гарема или же проведшая с ним ночь. Имеет повышенное жалование, пять дней в месяц освобождена от любой работы по дому. Спустя восемь лет жизни в гареме у сабирши есть хороший шанс удачно выйти замуж, обеспечив себе в дальнейшем безбедное существование.

Шан-сабирши – ею становится сабирши, которая забеременела от хозяина гарема. От работы шан-сабирши освобождается, ей выделяют собственные покои и двух девушек в услужение. Жалование увеличивается почти втрое. Получить это звание может только эльфка (южная или восточная). Если шан-сабирши теряет ребенка, то вновь становится джанхи.

Маджиид – женщина, не имеющая отношений с владельцем гарема, приближенная Тайхин или Хайснех. Одновременно является казначеем гарема, непосредственной начальницей над наложницами. Маджиид следит за порядком в гареме, контролирует работу девушек, и отчитывается перед старшими женами. Получив это звание, маджиид может рассчитывать на пожизненное содержание, разнообразные привилегии и богатые подарки.

Тайхин – младшая жена. У одного мужчины может быть пять жен-Тайхин. Как правило, Тайхин становятся знатные девушки из семей Золотой и Серебряной лозы, а простолюдинке практически нереально получить данный титул. Сестры Короля так же при рождении получают титул Тайхин, неотчуждаемый на протяжении всей их жизни.
Тайхин занимают просторные и многочисленные комнаты, имеют обширный штат прислуги, регулярно получают от Короля богатые подарки и очень хорошее жалование. Они свободны в передвижении как по дворцу, так и по стране. Если на то будет воля Короля, сын Тайхин вполне может стать следующим Королем в обход детей, рожденных Первой женой.

Хайснех – Первая жена, высший женский титул, присваивается только особам королевской крови. Одновременно в королевстве может быть две Хайснех – мать и жена действующего Короля (Королева-Мать в таком случае получает титул Шан-Хайснех). Как правило, первая жена является первой в прямом смысле слова, на ней первой женится Король. Хайснех может потерять свой титул в одном случае – если за 120 лет не сможет произвести на свет мальчика. В таком случае звание Хайснех получает Тайхин, которая родила наибольшее количество сыновей и пользуется наибольшим расположением Короля.

В Горной Империи

В Горной Империи молодожены, как правило, не участвуют в процессе сватовства, поэтому нередко знакомятся на празднике в честь помолвки, а то и на свадьбе. Талиане относятся к этому философски, их воспитывают с осознанием, что к созданию семьи нужно подходить с рациональной стороны. В результате нередка ситуация, когда один из супругов старше другого на 60-100 лет (такие неравные браки даже приветствуются, ведь, по мнению талиан, старший супруг опытнее и мудрее). Безусловно, брачные союзы заключаются и по любви, но одна такая свадьба приходится на десять договорных. 
Талиане никогда не сватают между собой детей. По их мнению, это неразумно – соединять узами две незрелые личности, все равно, что покупать кота в мешке. Повзрослев, девушка может оказаться больной или ленивой, а юноша – слабым или глупым.
Небесный Надел – это государство, где брак можно заключить без оглядки на социальный статус, наличие или отсутствие титула. Если юноша родом из простонародья, но при этом имеет ряд заслуг в прошлом и перспективы в будущем, то Небесный гвардеец вполне может отдать за него собственную дочь. Вдова, родившая здорового ребенка, и лишившаяся мужа, может рассчитывать на повторный брак с молодым мужчиной из хорошей семьи.
В обществе резко осуждаются отношения между близкими родственниками, однополые связи или связи с чернокрылыми женщинами. А вот добрачное целомудрие совершенно необязательно – главное, чтобы женщина в прошлом не носила внебрачных детей, и не прерывала беременность.
Помолвка заключается между родителями. В доме невесты накрывают богатый стол, на котором обязательно должна присутствовать баранина и хорошее вино. Во время застолья речь идет о приданом, выкупе за невесту, сроках свадьбы и всех сопутствующих тратах. Свадебные расходы, как правило, ложатся на семью жениха. В завершение, жених делает невесте подарок (лично, либо же передает через доверенных лиц) – жемчужное ожерелье, гребень, ларец или просто связку нитей морского жемчуга. Если невеста принимает дар, то с этого дня считается просватанной.
Свадьба начинается на закате – молодые входят в храм с последними лучами солнца, а выходят уже в сумерках. Застолье обязательно проводится на открытом воздухе. Вокруг столов горит множество огней – от обычных до магических, поэтому с высоты место празднества переливается, словно россыпь драгоценных камней. На протяжении двух ночей играет громкая музыка, выступают нанятые артисты и певцы, гости много танцуют, в том числе, поднимаясь в воздух.
Молодых провожают в собственный дом на рассвете, а следующей ночью их чествуют уже как настоящих супругов. 
Если брак оказался неудачным, то его можно расторгнуть – явившись в храм Альта, супруги заявляют о своем желании, перечисляют причины, и жрец проводит соответствующий обряд. Стоя перед алтарем, жрец связывает руки супругов лентой, как во время венчания, а после разрезает ее, объявляя брак разорванным, мужчину и женщину свободными друг от друга.
Имущество бывшие супруги делят по собственному усмотрению, дети остаются с отцом.

В Онтарии

В Онтарии брак принято заключать в зрелом возрасте: 200-250 лет для мужчин, и для женщин. Нормой считается, когда один из супругов старше другого на 50-100 лет. Брачный союз заключается по любви или по договоренности между супругами. Случаи, когда о будущей свадьбе договариваются родители, малочисленны и свойственны только для очень влиятельных семей.
Добрачные связи и рождение незаконнорожденных детей не осуждаются в эрфинском обществе. Каждый ребенок ценен, каждый имеет право на нормальную жизнь и неважно, есть у матери муж или нет. Поэтому куда негативнее эрфины относятся к женщинам, которые прерывают беременность или бросают новорожденных детей.
К моменту заключения официального брака у одного или даже обоих супругов нередко есть дети, но они легко становятся частью новой семьи.
Осуждаются в Онтарии отношения между родственниками ближе третьего колена, однополые связи, супружеские измены.
Процесс сватовства растягивается на полтора-два месяца.
Начинает все визит в дом будущей невесты. Чаще всего он приходится на день Соутелль (10 березня). Мужчина приносит с собой веточку красных кораллов и вручает ее своей избраннице. Если подарок принят, то спустя неделю в доме невесты устраивается ужин, на котором будущие молодожены обсуждают сроки свадьбы. Затраты на нее, как правило, оплачивает мужчина или его семья.
На саму свадьбу не принято собирать много народа – близкие друзья и родственники, максимум 20-25 персон. Накрывается богатый стол, за которым гости чествуют молодых. Сам обряд бракосочетания проводится в конце праздника – жених надевает невесте на голову большой резной гребень, напоминающий корону, невеста вешает ему на грудь медальон инкрустированный перламутром, кораллами и самоцветами.
Жрецы для обряда не нужны, довольно того, что молодожены приносят клятвы в присутствии свидетелей.
Расторжение брака возможно в случае супружеской измены или бесплодия одного из супругов.

В Вольных лесах

Брачные обряды тарлиссов сильно отличаются от таковых у остальных материковых народов. Зверолюды не признают ни сватовства, ни помолвок, ни пышных праздников. Понятие целомудрия как такового у них так же отсутствует – до заключения брака любой тарлисс совершенно свободен в своих связях и поступках. Зато в случае супружеской измены, обманутый муж или жена вполне могу убить соперника (соперницу).
Брачный возраст начинается со дня вступления в детородный период – примерно 11-12 лет.
Родители молодых никак не влияют на выбор своих детей – у зверолюдов нет ни классового, ни социального, ни материального неравенства, поэтому никаких особых преград для молодежи не существует.
Сперва между собой сговариваются жених и невеста – как правило, он дарит какое-то украшение.
После заключения договоренности, мужчина при всем племени объявляет о своем намерении жениться на конкретной женщине, и призывает любого, кто готов помешать этому, вступить в поединок. Если на эту женщину претендует еще кто-то, то поединок состоится на рассвете следующего дня и будет длиться до первой крови или смерти одного из противников.
Сама свадьба празднуется тарлиссами уединенно.
У алтаря они приносят жертвенные дары – нитки самоцветов от женщины и дичь от мужчины, затем обращаются к предкам, прося защиты и благословения.
После этого молодые обмениваются свадебными дарами и уходят из поселения в леса. Для тарлиссов обряд бракосочетания является чем-то личным, таинством для двоих, поэтому не принято приглашать родных или друзей.
Следующий лунный цикл молодые живут обособленно от племени – мужчина охотится, и тем самым доказывает, что способен прокормить семью, а женщина ведет хозяйство. Наладив быт и доказав, что они действительно являются семьей, молодые возвращаются в племя, и с тех пор считаются принадлежащими друг другу.
Разрыв брака возможен, но это довольно непривычно для зверолюдов и осуждается внутри племени.

0


Вы здесь » Cказания о небывалом » Матчасть » Реалии и быт мира