Шаманизм
Кто-то путает шаманов с магами, кто-то считает шаманизм шарлатанством и фокусами для доверчивых дурачков – ошибочно и первое, и второе мнение. Магами рождаются, шаманами становятся. В теории этим искусством может овладеть любой, на практике совсем не любой способен положить две трети жизни на изучение тонкостей подготовки к ритуалам, зазубривать на память сочетание рун и дыхательных практик, неделями жить, принимая вместо пищи разнообразные травяные настойки.
Как правило, обучение шамана связано с опасностью, по мимо отравления настойками или неправильного вхождение в транс, есть шанс быть атакованным темным духом. По этому до конца обучения доживает восемь из десяти учеников, но для прошедших обучение процесс старения будто замерзает. Тарлисские шаманы доживают до 100 лет, человеческие – до 130 лет, сохраняя при этом ясный ум и физическую крепость.
Шаманизм зародился в глубине Вольных лесов, и первыми шаманами являлись зверолюды. Среди лишенных врожденного дара магии тарлиссов всегда был силен культ духов (а особенно, духов почивших предков), поэтому именно шаманы научились вызывать упомянутых, дабы просить о помощи или защите. Чуть позже зверолюды стали подчинять мелких лесных сущностей, пользуясь их силой, что и положило начало новой «отрасли» заклинаний.
Примерно спустя сотню лет данное искусство стало известно на территории Людских земель, но там, стараниями «Огня карающего», было запрещено для практики, приравнено к ереси и наказывалось соответственно. В итоге шаманизм практикуется лишь на островах и в отдаленных, глухих селеньях, где власть Ордена становится чисто номинальной. На просторах Эльфийских королевств, Аскана и Небесного надела шаманизм широкого распространения не получил.
Процесс обучения включает в себя три пути: Путь Духа, Путь Рун и Путь Ритуала.
Путь Духа – обучение обращения к духам, обучение обращения к духам, разговора с ними и обучение песнопениям. Кроме это, юный шаман обучается дыхательным упражнениям и медитациям, учиться входить в транс. В пищу добавляются травы и снадобья, позволяющие открыть точки восприятия энергии, очистить разум для входа в транс, укрепить тело и дух, получить иммунитет. Именно на этом пути чаще всего и случаются смерти юных шаманов из-за передозировки настоями или взятием не той травы.
Путь Рун – обучение этому пути нередко идет одновременно с Путем Духа. Шамана обучают рунам, учат чувствовать их, а затем использоваться их как проводников энергии и воли. Кроме изучения отдельных рун, так же проходит обучение рунической вязи, рунной надписи и сочетания рун, а так же монограмм и использование рун и инструментов в ритуалах и в ритуальных кругах. Путь Рун считается безопасным путем, однако неправильное понимание символов в последствие может привести к большим неприятностям.
И Путь Ритуала – наступление практики. Применение ритуальных кругов для создания ловушек, защиты или же подготовки «бастиона» для битвы, которая известна во времени.
Основы ритуалов изучаются еще на Пути Духа и на Пути Рун, но основная практика начинается только сейчас. Обучение вхождения не просто в транс, но еще и «путешествия» по потустороннему миру, для поиска духов, которые знают ответы. Подготовка к ритуалу занимает много часов, и не редко и несколько дней, так же как и сам ритуал, и последующее восстановление сил после него. Время подготовки и проведения напрямую зависит от цели, но, несомненно, все они требуют последующего восстановления физических и духовных сил. Этот путь еще опаснее, чем Путь Духа. Если шаману удалось войти в транс, есть опасность нападения злых духов, которые пленят или уничтожат сознание шамана, но если все обошлось, есть вероятность, что у шамана просто не хватит сил чтобы вернуться или он слишком сильно истощиться, что не сможет оправиться.
Шаманизм во многом уступает магии – в бою он практически бесполезен, разве что попросите врага постоять на месте пару-тройку часов, давая возможность подготовиться к ритуалу. Определенно, плюсом является тот факт, что шаман не ограничен собственным резервом, как маг, однако в отличие от мага, шаману приходиться тратить собственную кровь, что по сути не является бесконечным ресурсом. Так же не стоит забывать о "балансе сил природы", и если в одном месте очень долго эксплуатировать силы, то есть шанс обратить эти силы против себя, испытывая на себе всю прелесть "отдачи". Отдача – последствия чрезмерного злоупотребления силой шаманом. Она проявляется и как сильная интоксикация после зелий, слабость, после долгого пребывания в мире Духов, а так же принимающая вид неудач, неблагоприятных стечений обстоятельств и ослабление собственного духа, что может привести к болезням.
К счастью для шаманов, восстановление сил не требует большого времени. Оно вообще не будет требовать времени, если шаман сможет правильно сбалансировать свою работу. Однако же, если произойдёт так, что шаман превысит лимит собственных сил, то в помощь ему – медитация, а так же «бытовые» ритуалы общения с духами. Ритуалы и обряды задабривания духов позволяют компенсировать то, что было взято с излишком.
Использование рунических инструментов позволяет шаману быть активным в бою, однако, для достижения достаточного атакующего потенциала, ему необходимо находиться достаточно близко от источника силы.
При создании заклинаний, шаман пользуется позаимствованной силой. Местами заимствования могут быть – природные источники силы, природные катаклизмы (смерч, шторм, наводнение), сильные эмоции (волнение толпы, к примеру), заряженные алтари.
Природный источник силы – место, откуда сила природы прорывается. Самые сильные источники способны даже проявляться в материальном мире в виде маленьких родников, мест, где чаще всего проявляются вихри, места, где растения цветут дольше и плодоносят обильнее, а так же места, куда когда-то била молния. Самые стабильные среди подобных источников – родники, самые короткие во времени – места появлений завихрений, самые сильные, но и самые опасные – места удара молний.
Но есть и невидимые глазу места силы. Они могут проявляться как хорошим состоянием растений и животных, так и легким приятным ощущением (лёгкость, радость, безмятежность, спокойствие, умиротворённость) при посещении этого места.
Источники силы могут быть как постоянными, так и временными. Они могут быть как позитивными в ощущениях, так и негативными. Негативные проявляются тяжёлым воздухом, болотистой местностью, выжженными полянами и искорёженными деревьями, и даже мёртвыми. Такие негативные источники сил – лакомое место для тёмных шаманов, в них они любят устанавливать алтари и тотемы.
В отличие от магических жил, источники природных сил многочисленнее, и при должном обращении и использовании ритуалов рядом с ними источники весьма безопасны, в отличие от магических жил. В случае же неаккуратной работы рядом с источником, шаман может оказаться под угрозой внимания злых духов, или же озлобить добрых.
Но чаще всего это поток энергии потустороннего мира (открывается при ритуальном круге), и духи (как злые, так и добрые), и в отличие от экзорцистов, шаманы не заставляют призванные сущности исполнять свои приказы, довольствуясь чужой энергией для сотворения заклинаний. Чтобы вызвать, контролировать, а после упокоить «призванных» существует множество трудоемких ритуалов, требующих от шамана максимальной точности в исполнении, предельной концентрации внимания.
Ступени развития навыков
Ступень развития | Очки навыка | Возможности |
Новичок | 0-10 | Начало изучения Пути Духа. Первоначальные навыки травоведения и зельеварения. |
Посвященный | 11-30 | Навыки Пути Духа есть и уже частично применяются. Способность отличить ядовитую траву от съедобной, а так же изучение органических ингредиентов в зельях. |
Ученик | 31-60 | Уверенное пользование навыками Пути Духов. Умение составлять необходимые зелья и готовить нужные травы. Начало изучения Пути Рун. |
Знающий | 61-90 | Общение с духами путем медитаций и считывания знаков. Уверенное пользование травами и зельями. Знание рун и умение их использовать. Начало изучения Пути Ритуала. |
Мастер | 91-150 | Шаман легко входит и может выйти из Леса Духов. Умение применять руны и монограммы вне материальной поверхности. Знание основ ритуала и навыки их использования. Мастер может выбрать один из основных путей который получает на 15% больше мастерства чем остальные. |
Высший шаман | 151-210 | Высший шаман способен призвать духов и направить их на исцеление или атаковать цель, используя упрощенные ритуальные кргуи. Медитации используются для восстановления сил. Начертание рун происходит только кровью. Ритуалы проходят легче, и шаман тратит меньше своих физических и душевных сил на 15%. Шаман может сам переступить порог Пустоты. Второй из путей получает на 10% мастерства больше чем было. |
Великий шаман | 151-210 | Великий шаман способен призвать духов без использования большинства ритуальных атрибутов. Медитации используются для постоянной подпитки энергией из Леса Духов. Ритуалы проходят легче, и шаман тратит меньше своих физических и душевных сил на 30%. Шаман может войти в Пустоту и иметь на 10% больше шанс вернуться обратно. Третий путь получает на 5% мастерства больше чем было. |
*Стоит напомнить, что тарлиссы получают +2 очка опыта к общему значению после окончания отыгрыша и начисления очков опыта.
посвящены изучению таинственного учения, которое было очень
распространено в Вольных лесах, что на севере от Кетавели. К сожалению,
имени ученого не сохранилось, но труд его датируется 1067 годом,
и хранится в библиотеке Лунного Ковена, доставленный туда одним
из мастеров. В прочем… копии этого свитка уже хранятся в библиотеках столиц.
«…Что же такое – шаманизм? Кто такие шаманы? Какова их сила? Я задавался этим вопросом ещё, когда был маленьким, и слушал рассказы охотников в таверне. А потом, когда я уже вырос, то задался этим вопросом и сам, но уже непосредственно у шаманов. И вот, что мне удалось узнать за долгие годы исследований, классификаций и упорядоченности.
Шаманизм – это не просто сила повелевать течениями природы, это учение, возводящее природу и естественный порядок вещей на вершину божественной иерархии. Да, всему голова Великая и Мудрая Войка, она же покровительница магов природы, но тут стоит разделять магов и шаманов.
Так как сила магов в их теле, а именно в крови, то сила шаманов это - то неуловимое, что не может быть измерено и что окружает их всегда – в природе. Я не раз замечал, какой силой управляет шаман, находящийся рядом с разгулом стихии, как сама природа давала ему эти силу. Способен ли маг на такое? Нет. Для него ураган остаётся лишь мощным разрушительным потоком воздуха. Другое дело – магическая жила, от которой уже шаману никакой пользы.
Но, только в этом ли разница шаманов и магов? Мои наблюдения, да и дальнейшее изучение этого вопроса открыло для меня огромный пласт различий, не на один свиток. Различия в энергиях, которыми оперируют маг и шаман, лишь открывают этот обширный список.
Вторым различием, о котором я хочу поведать, является восприятие мира. Да, именно восприятие мира! Я заметил, кто призраков шаманы видят так же часто и хорошо, как маги или даже как простые люди. Но вот духов, маги не видят. Признаться, когда я начал свой путь шамана, я тоже не видел духов, но с годами опыта, я научился видеть их ответы, ощущать присутствие, слышать их далёкие тихие голоса.
Основной способ общения с духами у шаманов – ритуал, в котором шаман впадает в транс и переход в Лес Духов, где может на прямую с ними общаться. То есть, шаману нужно пересечь ту невидимую грань, которая является незримой границей, защищающей нас от иного мира, или иной мир от нас. Когда я впервые посетил этот Лес, я очень удивился, как же он был похож на то, что окружало меня во время проведения ритуала. Это навело меня на мысль о том, что возможно Вольный лес находится в двух мирах одновременно: в одном мире живём мы, а в другом – духи. Эта идея была взята мною за основу в попытках объяснить природу духов и силу шаманов. Подобное видение мира со стороны человека вызвало удивление среди моих друзей тарлиссов, но реакция шаманов натолкнула меня на понимания правильности своего пути. В последующие года я лишь крепче убеждался в этой теории, и даже замахнулся дальше – не только Вольный лес находится в двух мирах.
В будущем, я наблюдал бытовые ритуалы деревенских жителей, дабы дети росли крепкими, скотина была здорова, а урожай обильным. Такими же бытовыми ритуалами занимались и простые обитатели племён, и даже сами шаманы. Изучение таких ритуалов предстояло и мне, так как будучи на пути шамана, я должен был научиться слышать и слушать духов. К сожалению, я так и не смог найти ответ на вопрос, как же духи связываются с шаманами и что им приходится делать, какие ритуалы проводить, чтобы в большей степени влиять на нас. Но не никаких сомнений в том, что они могут это делать: через знаки природы, тихими голосами через ветер и шелест растений, через ощущения открывающихся каналов.
И эти самые каналы – третье различие между магами и шаманами. Мои изыскания и расспросы, изучения и эксперименты, раз за разом приводили к одному и тому же выводу: волшебники не способны ощущать то, что ощущают шаманы. Почему? Отчего это зависит? Ответ был так же очевиден, как и раньше. Волшебство, текущее по венам чародеев, каким-то образом блокирует, или даже деформирует каналы восприятия. Поэтому то, чародеи не слышат и не видят духов, когда пытаются повторить простые на первый взгляд ритуалы, поэтому-то начертанные ими руны являются просто царапинами на дереве или камне. Однако, если духи захотят, то их увидят даже волшебники. Право даже не знаю, каких сил это для духов потребуется. Или же времени.
Четвертое, можно сказать, не очень очевидное, отличие – время. Маги, имя под рукой восполняемый источник, могут быстро влиять на мир. Шаманы же зависит от течения сил природы так же, как морская ракушка от волн, или семечко от ветра. Ожидание и терпение – основные качества шамана. Ему приходится долго ожидать подходящего момента, пика силы, и так же долго ждать ответа духа.
Иногда можно услышать такое мнение, что духи компенсируют шаманам их время ожидания продлением жизни. Я же считаю, что находясь в трансе, шаманы как бы оставляют своё тело здесь, а сами переходят в другой мир, где время течет намного медленнее, чем у нас.
И отсюда вытекает ещё один интересный вопрос: что же могут духи? Кто эти странные сущности и какова их роль в нашей жизни?...»
«…Не редко я встречал поляны с неувядающими цветами, и дебри, где деревья были такими искорёженными, а дух таким плотным, что можно было испытывать неописуемый страх и даже потерять сознание. Всё это – проявление влияния духов на наш мир, вернее… влияние духов на природу в своём мире. Шаманы не могут видеть духов, так как простые люди видят призраков, нам доступны лишь те чувства и способы осязания, какие были дарованы нам богами, и, к сожалению, мы не можем видеть весь мир таким, какой он есть – многоплановый и многообразный. Мы не можем видеть гуляющих по дорогам призраков, духов, занимающихся садами и лесами, демонов, искушающих и растлевающих. В этом есть тонкая забота богов о своих детях. Однако, мы можем научиться видеть воздействие скрытых от нас сил через последствия этих воздействий.
Наблюдая и анализируя события и последствия, ритуалы и результаты, обряды и итоги, я пришёл к выводу о том, что духи на самом деле не интересуются нами. Мы для них словно большой неповоротливый камень на пашне – легче обойти, чем передвинуть. Возможно, всё дело в том, что живые и разумные существа обладают своего рода энергетической оболочкой, сродни ауре, что ограничивает нас от прямого влияния духов. И только трещины в этой оболочке позволяют им проникать ближе к духу.
Ох, как тут сложно понять хитросплетения и взаимосвязи наших миров, жизней и путей. Ведь я не раз наблюдал, как шаман исцелял дух соплеменника, чью «оболочку» «разбили» злые слова, но чаще всего – злые поступки. Ведь мы и сами неплохо справляемся с тем, чтобы вредить самим себе, подтачивая злыми словами и поступками свою естественную защиту, через бреши в которой и проникают покорёженные и озлобленные духи, так же страдающие от порой необдуманных и злых поступков разумных существ.
Я думаю, что даже злые духи выполняю свою задачу, а именно упорядоченность и естественность жизненных циклов. Духи заботятся о мире, порой отводя смерть от полюбившихся им растений или животных, но и они не все сильны и могущественны.
Наблюдая за одним обрядом, я был свидетелем благословения духов. Оно выражалось в том, что срезанный цветок не вял в течение двух недель, на все которого шаман просил о благословении. И едва это время истекло, как цветок завял. И лишь спустя год на том месте я обнаружил молодой куст, на котором распускались те самые яркие алые цветы, и место то было пропитано легкостью и радостью.
Возможно, я ещё не достаточно понимаю свой путь шамана, ведь, как мне сказал Карх`ионро из племени Ищущих следы, я – глупый человек, которому почему-то благоволят духи и сама природа. Возможно, это так. Уже не раз я отмечал странное присутствие, от которого веяло любопытством. Духи, словно, направляли меня.
И в своё время я понял, что можно направлять и их. Они не видят нас так, как мы видим себя, мы не можем им приказывать, так же, как они не могут приказывать нам, но мы можем их просить, оставлять метки, которые они способны понять.
Если возвращаться к моему примеру о камнях, мы можем стать камнем или каменным рядом, направляя духов в то место, в которое нам надо.
И только после понимания этого мне позволено было начать изучать руны. Да, именно что эти странные символы, черточки и точки, являются теми самыми знаками, которые привлекают духов, и одновременно являются проводниками природной энергии, этакими маленькими вратами, которые впускают в наш мир волю природы…»
«…Хочу описать свой неудачный опыт слияния рун шаманов и рун магических. Я не маг, я не могу управлять магией и для меня по сути руны и магические символы пустые палочки и точки, но я могу поделиться своими наблюдениями со стороны шамана. То, что я увидел, меня потрясло. Наблюдая за своим творением через призму Леса Духов, я не увидел столкновения двух сил, как рисовало мне моё воображение, я не увидел борьбы и последствий, не увидел попытки вытеснить друг друга. Но я видел, как течение сил природы, подбираясь к рунам, наталкивалось на какой-то странную преграду, и распадалось, так и не найдя нужного выхода. Это наблюдение подтвердило для меня вывод о том, что магия и сила шаманов могут столкнуться только на нашем, физическом уровне, и то только в качестве последствий. Я даже не пытался провести такой эксперимент. Ведь, найти мага в Вольных лесах так же сложно, как и шамана в столице Талеры.
Однако, мне доступна моя голова! И спустя долгие часы размышлений и медитаций, я пришёл к выводу, что и на поле боя столкновение шамана и мага не будет иметь быстрый результат. Единственный шаман, который возможно, будет иметь шанс в столкновении, так это тот, кто постиг путь рун полностью. Я слышал, что среди таких шаманов есть мастера, способные к так называемым быстрым результатам. И спустя пару лет от начала изучения рун, я нашёл таких шаманов. И был удивлён правдивости этих слухов. И тогда же познакомился с таким понятием, как отдача.
Маги отдают свою силу, но и шаманы её отдают, даже когда просто проводят ритуал. Если для магии проводник энергии – тело, то для шамана – его дух. И даже дух устаёт. Не говоря уже о том, что духу приходиться не сладко при близком потоке сил. Это словно стоять рядом с горным водопадом, время от времени скользя по скользким камням и чувствуя притяжение мощного потока, готового подхватить тебя и расплющить о камни. Шаманы назвали это долгом, я предпочитал называть отдачей. Но шаманское определение было ближе, ведь мы, используя руны, вторгались в естественную жизнь духов и природы, отвлекали их от их первоначальной цели, или забирали потоки силы оттуда, где они были нужны или гармонировали со всем остальным. Конечно, можно долго спорить о том, что одно перо не портит внешний вид птицы, но откусанный кусочек от висящего яблока портит вид целого дерева.
Тогда я не понимал ещё одного аспекта использования рун, теперь же понимаю. Ведь используя их, мы не только использует потоки энергий, но и, по сути, вторгаемся в порядок событий, изменяя его, иногда ломая, а иногда выстраивая совершенно иной. Событийность – вот та маленькая крупица в стройной формуле шаманизма, которая позволяет шаманам быть выше магов. Ведь воздействия духов и строят события, и именно течение этих событий и корёжат деревья, спасают племена и позволяют природе жить и умирать по своему естественному циклу. Шаманы используют это знание, чтобы защищать племена, способствовать процветанию и развитию. И именно потому, что мои цели изучения чуть далеки от тарлисских, меня долгое время называли глупцом.
Конечно, познав жизнь в деревне и городе, для меня цели шаманов были невероятно ограниченные. И лишь со временем ко мне пришла мудрость, что влиять на события нужно умело. Ведь даже неправильная постановка цели может создать вокруг себя хаос и разрушение.
Громкие слова… Я тогда думал, что смогу влиять на многое, но даже великие шаманы не могли повелевать природой, вызывать зарницы и землетрясения. По сути, всё влияние ограничивается своего рода заготовкой на будущее. Один шаман поведал мне историю о том, что оставленный маленький камушек, может стать надёжной опорой для куда больших камней, и порой только от него зависит жизнь тех, кто проходит у подножья склона, на вершине которого так надёжно закреплены камни. Сила воли может быть велика, так же как воля оставленного камня, и как воля случайного мышиного хвостика, задевшего маленький камушек. Его пример открыл мне глаза на понимание того, что же такое влияние на события. Нужно быть поистине мудрым и проницательным, чтобы управлять подобного рода вещами.
И поняв это, я углубился в другой аспект шаманизма – исцелению духа…»
«…Много я видел духов, и классифицировать их у меня не получалось очень долго. Одни играли со мной, другие прогоняли, третьи молчали и лишь хитро поглядывали на мой дух, говорящий с ними. Каждый дух отличался внешне, и о происхождении их я мог лишь догадываться. Долгие годы я проводил в медитациях, блужданиях в потёмках моего сознания и в чащобах Леса Духа. И вот о чём я могу поведать.
Есть духи малые, и большие, есть защитники и есть создатели, есть разрушители и есть те, кто просто заботятся о вверенных им существах. Я мог видеть духов изначальных, тех кого маги называют стихиями. Их очень много, и каждый не похож на своего собрата, одни воплощались в домашнем очаге, другие в ревущем пламени леечного пожара. Кто-то ниспадал на землю в виде дождя, а кто-то медленно ворочался в облике речного камня. Для кого-то было весельем пошевелить листьями, а кто-то на секунду проникал в наш мир в облике молнии. И были духи божественные, появляющиеся рядом с новорождёнными или умирающими, улыбающиеся и плачущие, молчаливые и угрюмые, смеющиеся и сияющие. Я ощущал этих духом рядом со срезанным грибом, или с распустившимся цветком, ощущал их беспокойство, когда маленький зверёк выпадал из своего домика, и радость, когда очередная птичка хватала покусившуюся на листву дуба гусеницу. И среди божественных и изначальных можно было встретить духов природы, так же радующихся новой жизни и новой смерти.
Изучая их, я научился относиться к смерти спокойно, перестал понимать тех, кто боялся этого, и продолжал сражаться за каждую жизнь. Да…целительство давалось мне нелегко, ведь не всё может исправить зелье, и не каждый дух способен помочь потерянному и израненному собрату. Именно, что собрату. В каждом из нас тоже живёт дух, дающий возможность жить в этом прекрасном мире.
И он, пожалуй, в большей части, подвержен изменениям, которые создают другую сторону изучаемого мною мира: злых духов.
Я могу лишь предполагать, почему духи становятся злыми. К своему счастью, я никогда не наблюдал за тем, как добрый или нейтральный дух изменяется. Говорят, за этим больно наблюдать, но любой мой дальнейший вопрос не получал ответов. По рассказам шаманов выходит, что когда дух истощает все свои силы, он уже не способен защищать себя сам и его очень легко поглощают силы Пустоты, того, иного мира, откуда и приходит всё зло. Либо, дух сам начинает брать оттуда силу, чтобы защищать то, что ему нравится.
Эта теория многое мне помогла объяснить, ведь когда наш дух истощает силы, он слабеет, и тогда можно видеть как человек или тарлисс заболевает, он становиться злым и жестоким, или даже одержимым.
И именно это я и стараюсь исцелить. Исцелить, восстановить, поддержать ослабленный и раненный дух живого существа. Не позволить ему угаснуть или превратить прекрасную поляну в рощу искорёженных деревьев…»