ОБЩИЕ ПРАЗДНИКИ
ИЗЛОМ ЗИМЫ
Празднуется 1 березня повсеместно, за исключением Империи Аскан и подводной Онтарии.
Праздничная символика: соломенные чучела, косицы из сухих трав (медуницы, хмеля и мяты), красный цвет (в одежде, украшениях).
Праздник знаменует конец зимы и холодов, приход весны, возрождение жизни и возвращение тепла. Покровителями считаются Велисса и Дейкар. По поверьям, на закате предыдущего дня умирает Золотое Солнце прошлого года, а молодое Солнце, которому предстоит взойти на рассвете, не знает пути. Проводниками Золотого светила считаются Боги, а праздник, придуманный людьми-нелюдями, служит путеводным огоньком для бессмертных, поможет им не заплутать во тьме.
Приготовления начинаются еще за полночь – за стенами города или за околицей деревни, чаще всего на высоком холме, устанавливаются соломенные чучела в два, а то и три человеческих роста. Главное из них символизирует зиму, как таковую, ее наряжают, вяжут в соломенные косы ленты, украшения. Считается, что если отдать «зиме» что-то из своих старых вещей, то в огне сгорят беды, болезни, несчастья.
Примерно за час до рассвета фигуры из соломы поджигают, запускают магические шутихи, разводят костры из жаркой березы, и в округе становится светло, как днем. Часто здесь же, в котлах кипятят крепленое ягодное вино со специями. После рассвета празднество перемещается в город – весь следующий день считается нерабочим для лавочников, ремесленников и чиновников, тогда как у коробейников и стражников работы больше, чем когда-либо.
К вечеру на площадь перед ратушей, как правило, выкатывают несколько десятков бочек медовухи, иногда ратманы оглашают помилование трем-четырем преступникам, ждущим суда в городской тюрьме. Здесь же, на площади устраивают танцы, гуляния.
С праздником связано несколько суеверий. Например, в день Излома нельзя убивать – переносится исполнение смертных приговоров и проведение поединков, приостановлен забой скота и птицы, особо осторожные даже крысиные ловушки в домах убирают. Так же считается, что если первый день березня выдался ясным, то лето будет раннее и жаркое, а если пасмурным – то землю зальет дождями. Если же с самого утра все кругом затянуло туманом, то это верный признак – в поселение придет мор. Молодые матери плетут в этот день обереги – косицы из сухих трав, которые весь следующий год хранят их детей от происков бесов.
ПАМЯТНАЯ ПОЛНОЧЬ (ДЕНЬ ДУХОВ)
Празднуется 12 травня, повсеместно.
Праздничная символика: веточки полыни и вереска, белые совиные перья, изображения совы, запеченная в меду и черносливе цесарка.
Верят, что именно в ночь с 12 на 13 травня грань между миром живых и обителью мертвых становится особо тонкой, и две реальности соприкасаются друг с другом. Сам праздник является данью памяти усопших предков, поэтому основным мероприятием вот уже много веков остается семейный ужин.
Дом украшается изображениями и фигурками сов, по поверьям, эти птицы являются хранителями загробной жизни, могут беспрепятственно пересекать границу между мирами живых и умерших, и в Памятную полночь именно они становятся проводниками для душ. Совы строго наблюдают, чтобы на рассвете духи покинули дом, куда были приглашены, и вернулись в свой мир.
Чтобы в дом не проникли враждебные души или просто бестелесная нечисть, у порога рассыпают белые совиные перья, те являются непреодолимым препятствием для незваных гостей. Существует верование, будто через рассыпанные перья в День Духов так же не сумеет переступить недоброжелатель – обязательно споткнется у двери. Считают, что сожженные и добавленные в питье перья белой совы способны заставить говорить правду самого заядлого лжеца.
На праздничном столе обязательно должна присутствовать запеченная в меду птица – хоть индюк, хоть простой голубь, хотя традицией является готовить цезарку в черносливе. Накрывая стол, обязательно ставят один «лишний прибор» - к примеру, если к ужину планируется пять гостей, то накрывают на шестерых. Свободное место отведено для бестелесных посетителей, духов почивших предков. Им посвящают первый тост, у них просят заступничества в будущем году.
Этим вечером дом запрещается украшать срезанными цветами, их место в вазах занимают цветущие веточки вереска и полыни. Загодя высушенные листья этих двух растений сжигают девушки, если хотят погадать – дымок будто бы способен призвать и задобрить духов, заставить отвечать на заданные вопросы. Памятная полночь – единственная ночь в году, когда гадание перед зеркалом считается безопасным, призванные души предков охранят девушку от происков бесов, не позволят утащить ее за грань или свести с ума.
СЕРПНЕВЫЙ ОБЕРЕГ (ВЕЛИССОВА СЕДМИЦА)
Празднуется с 15 по 22 кресня включительно, на территории Людских и Эльфийских земель.
Праздничная символика: липовый цвет, веточки липы и миндаля, фигурки кошек и волков, плетеные браслеты с ягодами омелы и падуба.
Серпневый Оберег гуляют полные семь дней, на каждый день приходится своя часть праздника. Покровителями гуляний считаются божественные отец с дочерью – Белояр и Велисса. В праздничную неделю не работают чиновники и ремесленники, откладываются исполнение приговоров, судебные тяжбы, зато в крупные города объявлен беспошлинный въезд для циркачей, скоморохов, бардов и менестрелей. Первый день седмицы отмечен ярмарками, которым чаще всего не хватает места на рыночных площадях, поэтому торги и увеселения выносят за стены города. Во второй день проводят магические турниры и показательные поединки (их тоже выносят за крепостные укрепления, хотя и по другой причине – во избежание разрушений), в третий – на городском ристалище устраивают рыцарские состязания. С четвертого дня начинаются свадьбы. Велиссова седмица считается самым удачным временем для заключения брака, вполне возможно, что молодоженов благословит сама Богиня. Тогда же любят устраивать смотрины, сватовство, помолвки.
Считается, будто с 15 по 21 кресня древняя магия так и кипит вокруг, силы чародеев находятся на пике, поэтому это самый удачный момент для проведения сложных и энергоемких ритуалов, создания амулетов, плетения заклинаний и заговора зелий.
Гуляния в последний день седмицы принимают массовый, неистовый размах. Седьмой день считается свободным даже для невольников, некоторые хозяева отпускают рабов в город.
До вечера на главных площадях даются актерские представления (чаще всего переигрывают старые легенды и сказания). С наступлением темноты в дело вступают музыканты и начинаются танцы, с участием ряженых скоморохов; в богатых домах проводятся пиры и маскарады. Заканчивается праздник запуском магических фейерверков и шутих.
Считается, что рожденные в Велессову седмицу мальчики благословлены самим Дарующим. В больших городах давно стала традицией Медовая ярмарка – на торговые ряды со всего материка купцы свозят множество сортов меда – липовый, гречишный, вересковый, цветочный… На ярмарке из незамужних девушек выбирают Медовую королеву, и по поверьям, в течение года она обязательно найдет состоятельного щедрого жениха.
На Велиссову седмицу принято дарить кошачьи и волчьи фигурки – испеченные из теста или леденцовые.
НОЧЬ КОСТРОВ (ЛЕТНИЙ ЗЕНИТ СВЕТИЛ)
Празднуется 24 кресня, повсеместно.
Праздничная символика: венки, с вплетенными цветами паслена, колокольчика, вероники и дикой гвоздики; разноцветные ленты, медовый сбитень и запеченные яблоки.
Ночь костров приходится на летний Зенит Светил, это праздник жизни, тепла, зреющего урожая. День, предшествующий Ночи костров считается нерабочим, по поверьям, сами боги освободили его для отдыха. Плохой приметой считается заводить 24 кресня строительство, пускаться в долгий путь, проводить сложные ритуалы магии – любое из этих начинаний ждет неудача и убытки. Зато это лучшее время в году, чтобы посвататься, обручиться, сыграть свадьбу, ибо, если верить легендам, то именно в день Зенита Светил на свет появилась покровительница любви – богиня Велисса. Те же легенды утверждают, будто 24 кресня богиня иногда принимает облик смертной девушки, и спускается на праздник, чтобы веселиться в кругу обычных людей-нелюдей.
Днем в поселениях, как правило, открыты ярмарки и базары, на главной площади проводятся представления, выступают циркачи и скоморохи, а с наступлением темноты праздник переносят за стены города.
Недалеко от поселения еще засветло складывают высокие костры, как только на небе становятся видны первые звезды, процессия ряженых покидает город через главные ворота и несет факелы к месту дальнейших гуляний, сопровождаемая разномастной толпой горожан. Костры поджигают, и молодежь, загадывая желания, бросает в пламя цветочные венки, этакое обращение к богам. Здесь же варят медовый сбитень, пекут яблоки и на вертелах жарят быков, принесенных в жертву. К слову, жертвоприношения накануне Ночи костров – обычное дело, если хотите привлечь удачу и благосклонность бессмертных. Еще одной традицией, преследующей цель задобрить судьбу, является практика дарить свободу невольникам. Часто, 24 кресня работорговцы отпускают одного-двух рабов, дабы дальнейшая торговля была успешной, а выручка – обильной.
Ночь костров благоприятное время для гаданий, считается, будто духи будущего сами отвечают на заданные вопросы. Однако, не стоит безоглядно доверяться таким советчикам, потому как те изменчивы и капризны. К примеру, может обернуться бедой одно из самых популярных гаданий – «шепот по воде», когда девушка приходит в одиночку на берег стоячего водоема – запруды, озерца, и, наклоняясь к воде, шепотом задает интересующий ее вопрос. Если на вопрошающей нет ничего железного или серебряного, то духи могут запросто утащить девушку под воду и утопить.
Среди основных примет, можно отметить такие: сон, виденный накануне Ночи костров, обязательно сбудется, хотя бы частично. Увидеть вблизи поселения серого ворона в такой день означает близкую войну, ибо кто-то из соседей зарится на эти земли. Девочкам, рожденным в Ночь костров, пророчат счастливую и долгую жизнь.
ДЕНЬ МАЛИНОВКИ
Празднуется 26 жовтня, повсеместно.
Праздничная символика: ярко-желтый цвет, перья фазана, изображения Золотого солнца и зарянки, ягоды рябины, можжевельника и облепихи, горячее яблочное вино со специями.
Празднество символизирует собой окончание тепла и приход холодов, застывшую в преддверии зиму, которую нужно радушно встретить, чтобы она не обратилась бесснежной стужей, голодом, вымерзшими до дна реками и стаями голодных хищников. Символом праздника остается лесная птичка малиновка – она улетает на юг одна из последних, а возвращается – едва ли не первой, таким образом, встречая и провожая зиму. К празднику готовят специальные свирели, имитирующие пение зарянки – именно с ними шествие ряженых движется по улицам от главных ворот до центрального храма Дарующего. На храмовой площади устраивают представления, ставя, как правило, религиозные сюжеты.
Еще одной традицией среди знати считают большую охоту, и чем она удачнее, тем сытнее будет зима. Забивают, как правило, оленей и дикую птицу. Сбруя лошадей и костюмы охотников, украшены желтыми лентами и хвостовыми перьями фазана; оперение стрел, к слову, так же ярко-желтое. Пока всадники загоняют дичь, на одной из лесных полян готовится целый пир – слуги устанавливают под навесами столы и скамьи, готовят угощения, варят яблочное вино с пряностями и кусочками сухих фруктов. Возвращаясь, егеря трубят в охотничьи рожки, знаменуя удачную травлю. Пока приглашенные спешиваются и рассаживаются за столами, поварята споро ощипывают бекасов и куропаток, так, что ко второй перемене блюд подается свежая дичь.
Традицией в День малиновки считается покупать украшения и талисманы, вырезанные из можжевельника. Верят, будто можжевельник является убежищем для души убитой богини Дайлы. В ночь на 26 жовтня она просыпается, и амулеты, созданные этим днем, несут в себе частичку ее силы – отведут насильственную смерть, защитят от неудач.
По тому, каков наступил День малиновки, предвидят будущую зиму: если с утра ясно и морозно, то зима наступит снежная, теплая; если небо затянуто тучами, моросит дождь, то снега будет мало, земля вымерзнет.
В этот день по традиции благодарят духов-покровителей дома, поэтому после заката у печи, в овчарне или конюшне хозяева оставляют чашку с молоком и хлеб. Уходя, нельзя оглядываться, духи не любят когда подглядывают за их трапезой.
БОЛЬШОЕ ШЕСТВИЕ (БОЛЬШАЯ ГОНКА)
Приходится на 20 сечня. Празднуется повсеместно.
Символика: сухие веточки омелы, кипариса или боярышника, янтарь, соляные фигурки, четки из рябины, сухие ягоды рябины (высушенные гроздью).
Большое шествие это не столько праздник, сколько традиция, основанная на старинном веровании. Существует легенда, будто бы еще до своего заключения, богиня Тракка любила устраивать зимние состязания со своей сестрицей Эльхеорой. Обе бессмертные запрягали в колесницы ишейзов, в сопровождении бесов и темных духов неслись по ночному небу. После окончания гонки, сестры спускались в мир смертных и праздновали: до утра гремела бесовская музыка, рекой лилось вино перемешанное с кровью невинных, а посудой служили черепа висельников. В конце концов, Тракка оказалась заперта на морском дне, но живущие и поныне верят – 20 сечня дух ее частично покидает подводную тюрьму, чтобы вновь состязаться с хозяйкой зимы – Эльхеорой.
Этой ночью, по поверьям, лучше не высовываться за порог, ибо ничего кроме холода и гибели там не ждет. Случались любопытные, желающие послушать сумасшедший наигрыш скрипок и свирелей, хоть краем глаза посмотреть на Большую гонку – белоснежные колесницы, запряженные урцевыми жеребцами, визжащую и разномастную свиту двух сестер. Как правило, таких любителей совать свой нос, куда не следует, поутру находят разорванными в клочья – то ли оголодавшие дикие звери постарались, то ли старое предание куда как правдиво.
В ночь с 20 на 21 сечня принято жечь веточки сухой омелы, кипариса и боярышника – это должно отогнать разгулявшуюся нечисть. Так же пучки омелы развешивают над дверными и оконными проемами (в богатых домах омелу заменяют на нити янтаря, верят, что «окаменевшие осколки солнца» не дадут враждебным сущностям проникнуть в жилище).
Возле колыбели спящего ребенка ставят маленькие фигурки из каменной соли. Если этого не сделать, то бесы могут похитить ребенка, подменив его поленом или собственным чадом.
На входе помещений для скота (чаще всего, под порогом) кладут четки, вырезанные из рябины – они не позволят нечисти проникнуть внутрь и загонять скотину.
На ужин в этот вечер подают ягненка запеченного в тесте. Перед едой просят покровительства у Дарующего, и защиты у духов собственных предков. В ночь Большого шествия считается очень плохим знаком пустить в дом чужака или незваного гостя. Так же, по традиции, вечером хозяйки наглухо завешивают все зеркала в доме, так как зеркало – это открытая дверь для нечисти, через которую та проникает в наш мир.
ВЕЛИКАЯ СТУЖА
Празднуется в течение двух дней – 3 и 4 снегостава, на всей территории Западного материка.
Праздничная символика: ягоды падуба, барбариса, шиповника, рябины (ими украшают жилища, праздничный стол и даже одежду). Рябина вообще незаменимый материал в эти два дня – из нее вырезают обереги, и, что важнее, посуду. Считается, что в Первую Ночь за ужином необходимо пользоваться исключительно посудой из рябины, а иначе духи могут подпортить или даже отравить пищу.
Длится Великая Стужа два дня, хотя первый день (или Первая Ночь, как принято говорить) вряд ли может называться праздником. По поверьям, с наступлением темноты 3-го снегостава на волю вырываются все зимние духи. Будто бы они похожи на серебристо-серых псов с белоснежными глазами – свора несется над землей в круговерти вьюги, оглашая ночь заунывным волчьим воем. Горе тому путнику, которого Первая Ночь застала в дороге – духи выпьют из тела все тепло до капли, оставив лишь окоченевший труп. Любой, кто имеет хоть каплю здравомыслия предпочтет провести эту ночь за стенами собственного дома, перед пылающим очагом. Уничтожить духов невозможно, но их можно отогнать, поэтому над дверью, окнами, дымоходом вешают веточки падуба, барбариса, шиповника или рябины. Без такой меры предосторожности ночные гости могут просочиться в малейшую щель, потушить очаг, выстудить жилище и убить его владельцев. Вечер Первой Ночи принято превращать в семейный ужин, и чем больше сидящих за столом – тем крепче защитные чары. На стол принято подавать зажаренную птицу – курицу, утку, гуся, фазана. Обязательным атрибутом праздника является мед, он будто бы несет в себе частичку лета, тепла, золотистого солнечного света.
С рассветом псы-духи отступают, до следующей Великой Стужи. 4 снегостава является полной противоположностью Первой Ночи – смертные радуются, что опасность минула, на протяжении Второй Ночи длятся гуляния, игры, торжища. За стенами поселения жгут костры, лепят фигуры из снега, в Людских и Эльфийских землях часто проводят собачьи бои, будто в насмешку над духами, еще сутки назад властвовавшими здесь.
На второй день Великой Стужи считается благоприятным посвящать детей Богам (ритуал, проводимый в храме с детьми, возрастом от полутора месяцев до трех лет; дарует защиту Велиссы и Белояра).
Верят, что если на Вторую Ночь пришлось полнолуние, то это добрый знак, будущий год выдастся спокойным, сытым и урожайным. Плохой приметой считается в Первую Ночь оставлять во дворе дома объедки или веревку (цепь, ленту) – это или прикармливает, или привязывает зимних духов, отчего те с рассветом откажутся покидать дом, принесут в него болезни, убытки и смерть.