КУЛЬТ ТРЕХ И СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ДВУЛИКОГО
Официальная религия людей - Церковь Двуликого
Самоназвание: Святая церковь Двуликого.
Покровитель: Двуликий (так же почитаются Велисса и Дейкар).
Символика: четырехконечная звезда (символ Бога), изображения журавля (символ духовной чистоты).
Основан: в 623 г.до А.С., одновременно с признанием Двуликого Богом-покровителем Тагерии.
Центральное отделение: расположено в городе Талера.
Описание центрального храма
Выстроен по эльфийскому образцу, почти четыреста лет назад. Расположен он в храмовых кварталах, фасад выходит на круглую площадь.
Церковная площадь достаточно обширна, чтобы вместить около полутора тысяч людей. Она мощена крупным светло-серым камнем, по периметру украшена тремя скульптурами, изображающими Двуликого, Велиссу и Дейкара.
Фасад здания имеет два портала. Они украшены шестиступенчатыми панно, изображающими религиозные сюжеты. Двери, ведущие внутрь, вырезаны из эльфийского клена, и так же украшены коваными рельефами, усилены с помощью металлической обивки.
Над средним порталом главный фасад украшает витражная роза 23 метров в диаметре. Боковые фасады украшены меньшими розами и вычурными пилястрами.
Главный неф имеет 85 метра в длину, 25 метров в ширину и 27 метров в высоту, его пересекают 6 трансептов (поперечных нефов). Высота башен достигает около 50 метров, на крыше, у их подножья установлены двадцать восемь скульптур журавлей (так называемые «Танцующие журавли»).
Окна храма высокие (ок. 12 метров) и стрельчатые, в резные рамы вставлены витражные стекла.
Хоры и алтарь расположены в дальней части центрального нефа – они обширны выполнены из красного дерева; резьба позолочена и инкрустирована жемчугом, самоцветами и драгоценными камнями.
Храм освещается солнечным светом и тысячами свечей, установленных в напольные и подвесные подсвечники. Пол выложен светло-серой мраморной плиткой.
Башни-звонницы расположены по обе стороны от главного нефа, имеют остроконечные крыши и девятиметровые шпили. Общая численность колоколов – по 9 на звонницу.
Второй ярус храма украшен каменными и деревянными скульптурами, иллюстрирующими разнообразные религиозные сюжеты (свержение Тракки и Урца, восхождение Двуликого, сотворение мира, война Старших Богов).
Вступление: стать духовным лицом в теории может каждый. Для этого нужно шесть лет отучиться при монастыре или два года в церковной школе (6 вольг в год) и еще четыре – в храмовой семинарии (10 вольг в год). Затем учащийся волен либо уйти в мир, либо остается при монастыре и готовиться к постригу, либо стать церковнослужителем (т.н. «младшим братом» или «младшей сестрой»). Церковнослужитель должен следующие семь лет служить и обучаться при храме избранного Божества (будущие священники идут в храм Двуликого, клирики – Дейкара, сестры – Велиссы). В конце обучения юноши и девушки проходят испытания, и получают сан.
Мальчики могут стать служителями Двуликого или Дейкара (т.е. священниками или клириками), девочки – служительницами Велиссы или, что очень редко, Дейкара.
Размер взносов: служителями церкви взносы осуществляются добровольно, и носят характер пожертвований. Основной доход церкви – это налоги и доходы с храмов.
Свод правил и законов:
Главный постулат Святой церкви: земная жизнь это путь к Светлой Обители; путь опасный, полный искушений, соблазнов, испытаний. Чтобы пройти этот путь достойно, нужно, прежде всего, заботиться о духовном, а не телесном здоровье, потому что душа вечна, а тело – нет.
Пророк Саул учит, что самое ценное – любовь к Богу и ближним, истина, честь, достоинство, милосердие. Именно это позволяет хранить душевную чистоту. Грехом перед Двуликим считается убийство, воровство, ложь, порочная магия (темная волшба и некромантия), нарушение данных клятв, гнев, похоть, гомосексуализм, праздность и лень, гордыня, зависть, жадность. Все перечисленное чернит душу, лишая ее возможности попасть в Светлую Обитель.
1. Святая церковь – это воплощение Двуликого. Ее решения – его решения, ее приказы – его приказы, ее истина – его истина. Вердикт вынесенный церковным судом это приговор самого Карающего.
2. Служитель Святой церкви, как облаченный силой самим Двуликим, должен сохранить свою душу незапятнанной грехом на протяжении всего жизненного пути до Светлой Обители.
3. Служитель Святой церкви должен проявлять милосердие к страждущим, слышать взывающих, утешать скорбящих, прощать кающихся.
4. Везде и всюду, где священнослужитель сталкивается с проявлениями зла, он должен без страха положить все силы на искоренение оных.
5. Сила служителя церкви в его вере, оружие – святое слово.
6. Магия – грешный дар проклятой Тракки, она развращает душу, хотя маги вставшие на путь истины и искупления заслуживают прощения; магия защиты или исцеления, т.е. магия направленная на благие дела может быть одобрена Святой церковью, в отличие от порочной магии. Порочной считается темная магия и некромантия, то есть, искусства богопротивные, омерзительные, нарушающие естественный ход вещей.
7. Святые храмы всегда должны быть открыты для ищущих веры, защиты и утешения.
8. Истинное богатство – богатство духовное, а не материальное; роскошь это излишество, затмевающее блеском истину. Материальное, телесное – худшие враги духовного.
Отлучение: в теории, происходит в том случае, если священнослужитель запятнал себя грешным поступком или словом. На деле, отлучению подвергают отступников, еретиков и ярых противников церковной власти.
Управление:
На низшей ступени стоят церковнослужители – младшие братья и сестры, ученики Храмов еще не получившие сан. Помимо учебы они выполняют мелкую бытовую работу в святилищах, исполняют обязанности чтецов, певчих, звонарей и алтарников.
Священнослужители в сане:
Священники – жрецы Двуликого. Судьба священника по окончанию обучения сильно зависит от его связей, благосостояния и амбиций. Приходской священник в крупном или среднем городе имеет шанс рано или поздно получить богатый городской приход (а вместе с ним - постоянный доступ к казне с пожертвованиями). Сельский приходской священник немногим отличается от крестьян, которым проповедует в храме - он так же работает на земле. Те же, кто не сумел добыть никакого прихода часто становятся бродячими проповедниками - они путешествуют из города в город, из деревни в деревню, кормятся с пожертвований и подаяния. Из-за такого положения дел молодые люди, не имеющие связей и перспектив, часто постригаются в монахи сразу после окончания обучения.
Священники обладают рядом прав, привилегий (беспошлинный въезд в город, право сидеть в присутствии дворянина, в праздничные дни право бесплатно столоваться в тавернах) и обязанностей. Священник имеет право самовольно посещать любые храмы, ратуши, частные владения; он обязан выискивать проявления зла, уничтожать те, проводить обряды освящения мест (если того желают жители или владельцы земли) и отпевания (по желанию родственников).
После обучения священники обретают некую силу, которую можно назвать церковной магией (хотя вслух при самих священниках этого делать не рекомендуется). Сила эта направлена против темных созданий (демонов, нежити и нечисти) – освященная земля, вода или огонь могут защитить от них; молитва произнесенная опытным и крепким в своей вере священником способна изгнать, подчинить или вовсе уничтожать таких существ.
Священниками становятся только мужчины.
Цвета облачения: черный (монахи), синий (т.н. "белое духовенство", которое не приносит обет безбрачия). Белую накидку имеют право носить приходские священники. Странствующие миссионеры нашивают на левый рукав алую или золотую четырехлучевую звезду.
Клирики – служители Дейкара. Получая сан, обретают те же права, обязанности и привилегии, что и священники. Рознится только их сила: клирики умеют изгонять или уничтожать только нематериальные сущности, то есть призраков, демонов и духов. Несмотря на более узкую специализацию, их сила не меньше, чем у священников. Более того, в отличие от жрецов Двуликого, клирики умеют проводить экзорцизмы, то есть, изгонять демонов и призраков из живых существ. В их руках так же обретают большую мощь святые регалии, а молитвы произносимые клириком способны навредить темной сущности.
Клириками чаще всего становятся мужчины, и очень редко – женщины.
Клирики не получают собственных приходов, вершина карьеры амбициозного клирика - это попасть в окружение архиепископа.
Цвета облачения: черный и зеленый.
Сестры – служительницы Велиссы. У женщин в сане привилегий меньше, они освобождены от городских податей, и это все. Однако, по законам людских и эльфских государств, мужчина не имеет права посягнуть на тело жрицы Велиссы без ее согласия (наказание за изнасилование Сестры – кастрация).
После обучения Сестры так же обретают силу схожую с магической, но питаемую верой, а не чародейским резервом. С помощью этой силы жрицы умеют лечить телесные травмы, как маги-целители. Опытные Сестры, так же могут исцелять душевные недуги, успокаивать буйных и припадочных возложениям рук. Среди канонизированных Сестер известны такие, которые лечили врожденные пороки, останавливали целые эпидемии. Сестры – это символ милосердия, доброты, всепрощения и кротости (впрочем, это не отменяет того факта, что настоятельницы крупных женских монастырей и аббатств правят своими землями стальной рукой и мало чем уступают в амбициозности и дальновидности мужчинам).
Обряды венчания в эльфских и людских государствах могут проводить исключительно жрицы Велиссы.
Цвета облачения: белый и желтый. Аббатисам и настоятельницам монастырей позволено носить золотистые накидки.
Епископ – третья степень священства. Епископом может стать только священник, доказавший крепость своей веры на деле, совершивший несколько богоугодных деяний и не запятнавший себя грехом. Кроме того, будущему епископу просто необходимо обзавестись круглым капиталом, многочисленными связями и покровителями среди высшего духовенства.
Одновременно в Церкви Двуликого служат одиннадцать епископов (по числу учеников пророка Савла). После того, как один из них становится архиепископом или умирает, остальные десять должны рекомендовать десятерых священников-претендентов. После совещания выбирается один, который получает сан епископа.
Вместе с саном епископ получает собственные земли (епископства носят характер духовно-феодальный княжеств), где они имеют право самолично устанавливать размер податей, нанимать армии, проводить суды, казнить или миловать осужденных преступников.
На данный момент существует одиннадцать епископств: епископство Остерних и епископство Розентур (Анхельское курфюршество), епископство Альбьоно, епископство Аренинское и епископство Нарбрук (Аренинское курфюршество), епископства Суон и епископство Сент-Розе (Кетавельское курфюршество), епископство Грасин и епископство Церн (Талерское курфюршество), епископство Эгиль и епископство Мшеннир (Легирское курфюршество).
Епископы носят собственный герб, могут вступать под ним в войну. В городах, которые являются епископскими резиденциями у них возведены собственные дворцы и соборы, называемые кафедральными.
Епископы вхожи на заседания Верховного Капитула.
Цвета облачения: черный с бело-синей, украшенной серебряным шитьем накидкой.
Архиепископ – высшая степень священства. В людских государствах власть архиепископа сравнима разве что с могуществом герцога. Получивший этот сан, считается посланником Двуликого в мире смертных. Нередки случаи, когда архиепископов канонизировали.
Архиепископ выбирается из числа одиннадцати епископов, после того, как предыдущий архиепископ скончался. Кандидатуру нового архиепископа так же должны одобрить курфюрсты Верховного Капитула.
Сам архиепископ имеет право голоса во время заседаний Капитула, равно как имеет «право тиары» (право наложить табу на любое решение курфюрстов; нарушение табу приравнивается к нарушению воли Двуликого; «правом тиары» архиепископ может воспользоваться лишь трижды за съезд).
Цвета облачения: черный, белый, алый, пурпурный. Архиепископу позволено носить "королевские меха": соболя и горностая.
Церковный суд – государственный орган разбирающий нарушения религиозных законов (проявление ереси, использование темномагии, осквернение святынь, поклонение темным богам).
Обычный церковный суд проводится, как правило, в деревнях и городах, когда подсудимый или истец с ответчиком – простолюдины. Для такого суда достаточно присутствие одного священника, который выслушает обвинителя и свидетелей, после чего вынесет приговор волей Карающего. Защитник для подсудимого не предусмотрен. Вина считается недоказанной, если обвинитель не может предоставить ни одного свидетеля или улики.
Высший суд проводится, если подсудимый дворянин или духовное лицо. Для Высшего суда необходимо не менее двух священников и епископ, которые выслушают обвинителя, обвиняемого и свидетелей. По желанию обвиняемого ему могут предоставить защитника – специального чиновника, который позаботиться о свидетелях и уликах, подтверждающих, что обвиняемый не виновен.
Так же для борьбы с ересью, черномагами и нечестивцами Церковью был учрежден Орден "Огня Карающего". Подробнее об Ордене.
Официальная религия эльфийского юга - Культ Трех
Самоназвание: Культ Трех.
Покровители: Двуликий (Бастиэль), Велисса, Дейкар.
Символика: четырехконечная звезда (символ Двуликого), дубовый лист, заключенный в круг (Дейкар и Велисса).
Главный храм: в Дарвеле.
Описание центрального храма
Главный храм королевства – вычурное и монументальное здание, расположенное в старых кварталах столицы. Ему уже более двух тысяч лет, и это величайший храм эльфйиского юга.
Фасад здания украшен крытой колоннадой из четырех кариатид, изображающих сестер-Стихий, в виде эльфийских женщин. Основной и боковой нефы имеют высокие остроконечные крыши. Башни-звонницы возвышаются над зданием храма примерно на тринадцать метров, их крыши оканчиваются резными металлическими шпилями. Широкий оконный прием на фасаде отделан ажурным орнаментом по камню.
Центральный неф имеет 35 метров в ширину и 90 метров в длину, к нему с обеих сторон примыкают два вспомогательных нефа по 12 метров в ширину. Аркады всех трех нефов покоятся на мощных пилястрах облицованных тонкими мраморными панелями. Центральные хоры посвящены Двуликому, западные Велиссе, а восточные Дейкару. По бокам обоих малых нефов расположены две башни со звонницами.
Пол выложен лиловым и красным мрамором. Окна вырублены через каждые пять метров и застеклены витражными стеклами.
Внутренняя отделка Храма очень вычурная – стены украшены мозаиками, составленными в основном из драгоценных камней, самоцветов, кусочков серебра и золота. Мотивы изображений религиозные – на западной стене это сотворение мира, война старых Богов и приход Молодых. На восточной – свержение Тракки, воцарение Бастиэля. Алтарь облицован мрамором и резными деревянными панелями, хоры вырезаны из белого явора и так же покрыты позолотой.
В боковые нефы можно попасть только из центрального через тройные арочные проходы. В центральный неф ведет главный вход (трехметровый портал, украшенный шестиступенчатым тимпаном) и служебный (небольшая дверь, за алтарем, ведущая в храмовые пристройки, а оттуда наружу).
Храмовые пристройки возведены позади основного здания. Во внутреннем дворе храма находится колодец, кухня, трапезная, кельи, ризница, архивы, библиотека и храмовый сад, где выращивают множество лекарственных трав.
Вступление: доступно для каждого. Жрецом Трех может стать и мужчина, и женщина, как простолюдин, так и дворянин (правда, в последнем случае, дворянин должен отречься от титула и прав наследовать за отцом).
Адепту необходимо десять лет отучиться в храмовой школе, пройти еще семь лет послушания, и лишь потом он получает сан жреца или ведающего.
Свод правил и законов: основной постулат веры в Трех тот же, что и у человеческой Церкви Двуликого – чем чище душа в жизни земной, тем проще ей попасть в Светлую Обитель. Правда, злые языки поговаривают, что люди в свое время просто отреклись от поклонения духам предков, пеняли эльфскую религию, а потом переврали ее и отмежевались уже от Храма Трех. Верно это или нет, но верования людей и южных эльфов все же имеют отличия: эльфы не преследуют магов и магия не считается чем-то богопротивным; грешники могут искупить свои грехи перед Тремя пройдя ряд божественных испытаний, тогда как в людской религии грешник обречен на вечность во Тьме. Сама Светлая Обитель у эльфов называется Рассветный Чертог, а верховный Бог Двуликий зовется не Белояром, а Бастиэлем.
Молитвы Трем произносятся на староэльфском языке.
Иерархия:
Адепты и послушники – ученики храмовых школ. Параллельно с обучением выполняют разнообразную работу по храму.
Жрецы – духовники, получившие сан. Жрец Трех проводит свадебные и погребальные церемонии, посвящает новорожденных Богам, освящает места и предметы, защищает от темномагии. Жрец может всю жизнь провести в храме, а может отправиться по дорогам королевства, как проповедник. Символом жреческого сана является темно-зеленая мантия и серебряный кулон в виде дубового листа. Сила, дарованная жрецам чем-то напоминает магию Природы; в жизнеописаниях святых часто упоминается, будто они могли превращаться в волков или соколов, как Двуликий с Дейкаром.
Ведающие – ими становятся адепты, у которых был обнаружен магический дар, и которые смогли развить его определенным образом. Сила ведающих – это исцеление физическое и психическое, а так же способность впадать в священный транс, и озвучивать волю самих Богов. Отличительные черты ведающих это начисто выбритые и татуированные виски, бледно-золотистые мантии; иногда эти духовики дают обет слепоты и всюду ходят с повязкой на глазах. Во все времена количество ведающих не превышала четырех десятков, среди дворянских родов очень престижно иметь на службе ведающего.
Верховные жрецы – семь духовников, верной и безупречной службой Трем добившиеся высшего сана. Имеют право отменять распоряжения городских наместников, вводить местные подати, по привилегиям прировнены к младшему дворянству – Серебряной Лозе. Отличительные черты – темно-лиловые мантии с серебряным шитьем.
Десница Трех – верховный жрец королевства. Именно он проводит религиозные церемонии в королевском дворце (включая церемонию самой коронации каждого нового правителя). Отличительные черты – темно-лиловая мантия с золотым шитьем, посох с алмазом, изумрудом и рубином в навершии (каждый камень размером с куриное яйцо, поэтому посох является единственным в своем роде).
О РАЗНИЦЕ ДВУХ КУЛЬТОВ
В чем же разница между Церковью Двуликого и культом Трех? По сути, это две конфессии, призывающие поклоняться одним и тем же Богам.
Для эльфийской религии Боги являются, прежде всего, символами: справедливость (Двуликий), искупление (Дейкар) и милосердие (Велисса). Эти символы равнозначны, одинаково важны, поэтому и Богов почитают в равной степени.
Для людской Церкви Божества более персонифицированы: Двуликий это отец, судья, правитель, лорд; Велисса – дочь, врачевательница, леди, хозяйка очага; Дейкар – воин, рыцарь, странник, защитник слабых. Это мировоззрение формирует отношение и к самим Богам – Двуликий, как правитель, будто бы старше, главнее, поэтому его считают верховным Богом.
В символике есть как общие черты, так и отличия. Четырехлучевая белая или золотистая звезда неотъемлемый атрибут любого священного предмета или внутреннего убранства храма (молельни, часовни).
Главной регалией Десницы Трех является драгоценный посох Эльгин-асель (по преданию, принадлежавший самому Бастиэлю).
Основные законы и постулаты духовной жизни, а так же молитвы и обращения, записанные со слов самих Богов и их пророков, собраны в священные книги.
«Голос Трех» - книга на староэльфском языке, распространена на юге Материка, среди жрецов Трех. Она содержит в себе жизнеописания Молодых Богов, притчи и легенды о них, с комментариями, записанными со слов самого пророка Севалля.
«Слово Двуликого» записано на тагери, и является священной книгой Церкви – в ней собраны все основные заповеди и молитвы, а так же описание жизни пророка Севалля (Савла, Павла), записанные со слов его учеников.
Существуют пятнадцать томов «Слова о Двуликом» - предания о сотворении мира, прихода к власти молодых Богов, борьбе с Траккой и ее воинством, повествования от лица многочисленных святых и пророков.
Символом силы людской Церкви является освященный огонь, а символом эльфийского культа – святая вода. Впрочем, это не значит, что эльфские жрецы не умеют святить огонь, а человеческие – воду.
Молитвы духовников имеют реальную светлую силу, способную отвернуть, задержать или вовсе уничтожить зло (подробнее о церковной магии). Молитва может быть как произвольным обращением к Богам, так и заученной на память формулой, четко определенным текстом.
В отличие от Церкви культ Трех не запрещает браки внутри одной семьи, однополые отношения, не осуждает магию во всех ее проявлениях, кроме запрещенных законом.
Различаются две конфессии и отношением к женщине: в культе Трех оно лояльнее, женщина может стать духовным лицом и даже получить высшую степень священства.
История: возникновение, распространение культа
Примерно в 900-х годах до А.С. на юго-востоке эльфийских земель появляются т.н. алитары – поселения отшельников, которые поклоняются Молодым Богам (Троице). Население алитаров вело очень замкнутый образ жизни, предавалось аскезе и проповедовало самоотречение в этой жизни, дабы обрести вечное блаженство после смерти. Для эльфийского общества сама идея отказа от благ и удовольствий жизни казалась чем-то противоестественным и варварским, однако жители алитаров не представляли угрозы, поэтому власти Тан-Каинелля смотрели на их существование со снисхождением. Отшельники стали называть монахами (от староэльф. «монайхэль» - «одинокий»).
Ок. 811 г. до А.С. в южноэльфиских городах появляется некий Севалль – пророк из монашеской среды.
Надо признать, Севалль (на тагери и всеобщем Савл, Саул или Павел) является одной из самых спорных фигур в истории. В эльфийских книгах он изображен чистоковным эльфом, в тагерийских – помеском эльфийской и людской крови. О его ранней жизни мало что известно, предположительно он занимался ремеслом (гончарным или плотницким), и в зрелом возрасте присоединился к общине алитара. На седьмой год Севаллю было откровение – ему явился сам Двуликий и объявил, что мир стоит на краю бездны и только обращение в истинную веру может спасти его. Он, Севалль, теперь становился сосудом божественной искры, посланцем, глашатаем, через которого Бог желает говорить с жителями мира.
Севалль подчинился божественной воле, и отправился в долгое путешествие по южно-эльфийским городам, проповедуя словами Двуликого, призывая к вере в Молодых Богов и предсказывая близкий конец света, если смертные не оставят лже-Бога Кавеля. На фоне гражданской войны предсказания успешно произвели впечатление, и у пророка вскоре нашлось немало последователей.
В 810 – 795 гг.до А.С. – Севалль двигался вдоль южного побережья, затем повернул на север, последовал сквозь Тригские леса, Метифскую долину, далее на северо-запад, до Аска-Нэй. По пути он являл своим слушателям и последователям многочисленные чудеса – предсказания будущего, исцеления, усмирение диких зверей, изгнание демонов и бесов, управление погодой и стихиями. Среди эльфийской элиты пророка считали сумасшедшим магом-шарлатаном, однако, в простонародье он пользовался уважением. В 793 г. Севалль двинулся дальше на север, где попытался проповедовать тагерийцам – воинственному людскому племени, и был сожжен заживо по наущению шамана местного вождя.
Мученическая смерть не стала концом истории Севалля – сказания о его жизни, изречения, записанные одиннадцатью его учениками, разошлись по всему югу.
В 675 г.до А.С. восстание Альтии породило смуту и пошатнуло незыблемость королевской власти Тан-Каинелля, поэтому Неовель I решил отказаться от ветшающего культа Кавеля и обратиться к Троице – религии ставшей чрезвычайно популярной среди простонародья за последние полтора столетия. По приказу короля в столицу был доставлен ученик пророка Севалля – Келиос, коему эльфийский двор выказывает всяческие почести.
В 674 г.до А.С. – официальной религией Тан-Каинелля объявлен культ Трех. Власть Неовеля I признана божественной, сам король представлен в виде поборника истинной веры и после смерти возведен в ранг святых. Келиос становится первым Десницей Трех, и завершает «Слово Трех».
Не забылись проповеди Севалля и севернее, среди людей. На протяжении VII века Троица постепенно делалась все популярнее среди простолюдинов, вытесняя веру в духов и старые племенные тотемы. В 623 г. до А.С. для сплочения завоеванных земель Тагерии Варген III объявил культ Молодых Богов единой религией королевства. Правда, догмы культа пережили некоторые изменения в соответствии с патриархальными традициями общества – Двуликий стал главенствующей фигурой в пантеоне. Вера во всех остальных богов объявлена ересью, шаманов начали преследовать. Однако, понабилось еще полтора столетия дабы вера в Троицу распространился на все территории Тагерии.
О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВЕ
Спустя много лет разрозненные монашеские общины и скиты отшельников трансформировались в монастыри. Теперь они снабжаются не только богослужебными, жилыми, хозяйственными пристройками, но и полноценными фортификационными укреплениями, ремесленными, кузнями. Производимую продукцию монахи сбывают в городах и на ярмарках, при монастырях учреждаются архивы, библиотеки, мастерские переписчиков, школы и больницы. Монастыри стали средоточиями культурной жизни в отдельно взятых регионах; в Талерском курфюршестве для дворян и богатейших горожан престижным считается отправлять детей на обучение в крупные монастыри.
Нередко религиозным общинам принадлежит не только территория, отданная под застройку, но и поля, леса, реки, озера, деревни – доходы с них (налог десятина) так же поступают в казну монастыря. Аббат или настоятель монастыря пользуется практически тем же влиянием, что и лорд на вверенной ему земле – может брать за нее ренту, требовать от местных крестьян отработки повинности на монастырских полях, устанавливать местные налоги, помимо традиционной десятины.
Духовенство значительно укрепило свои позиции в людском и эльфийском государствах, волей монархов иногда монастыри и аббатства частично освобождаются от налогов перед короной. Благодаря этому и ежегодным пожертвованиям монастыри продолжают богатеть и расширять сферу своего влияния.
О ТРОИЦЕ
Двуликий, Белояр/Бастиэль (или «Во двух ликах», он же «Белый Волк») – наиболее распространенное божество в обществе людей и эльфов. В соответствии с поверьями Двуликий строг к слабым до пороков, но справедлив. Божество имеет две личины.
Бог Дарующий, большой любитель испытать своих подданных, подкидывая им жизненные задачки. То прикинется немощным стариком, то искалеченным воином, проверяя встречных на наличие таких качеств, как благородство, добросердечие, уважение к старшим и бескорыстие. Выдержавших это внезапное испытание, божество награждает исходя из своих собственных соображений. Истинное обличье – это крепкий, высокий мужчина, немолодой, но и не глубокий старик: в рыжей шевелюре и бороде змеятся отдельные прядки седины. Облачен в кожаные латы, к поясу прикреплен меч в богатых ножнах. Постоянным спутником Дарующего, является белоснежный волк с небесно-голубыми глазами. Магию бог не жалует, но и не запрещает, однако, по его мнению, она балует подданных, делает их изнеженными и высокомерными.
Смелость, доброта, благородство, воинская доблесть, благодарность, тяга к знаниям и труду – вот те качества, которые культивируется в данной ветви религии. Храмы или хотя бы молельни Дарующего имеются в каждом поселении. К нему обращают молитвы перед посевом урожая, военным походом, началом долгого путешествия, у него просят заступничества от нежити и лихих людей, его славят в день зенита Светил и Праздник Урожая.
Бог Карающий. Он покровитель судебного и законодательного дела, его именем клянутся ратманы, приступая к обязанностям судьи, и свидетели перед дачей показаний. Он, по поверьям, присутствует на месте каждой казни, и если приговорен невиновный непременно отведет орудие палача. Изображают божество в виде высокого седого старика – лицо бороздят глубокие морщины, взгляд льдисто-голубых глаз холоден и цепок. Одет Карающий в длинную черную мантию, на груди, на длиной цепочке из «белого» серебра, висит медальон – стилизованный меч и журавль, заключенные в круг (этот же символ «на вооружение» взял «Огонь карающий» или орден Святой Инквизиции). Данная религия является противником черной магии и некромантии, как искусствам жизнепротивным и оскорбляющим творение Бога.
Фигура, неразрывно связанная с Двуликим - его первый пророк Севалль (Саул, Павел), который был осенен божественным благословением и говорил от имени Бога, проповедуя путь к спасению. Именно с его слов записаны все известные изречения Двуликого и постулаты культа.
Велисса – в соответствии с легендами, дочь Двуликого. Весела, ласкова, остра умом, добра, несколько капризна, но все же о своих подданных, коих у нее немало, заботится великодушно. Почитают практически все народы (эльфы, правда, воспринимают ее как хранительницу не дома, а священной рощи, где божество проводит дни напролет играя с лесными духами). Люди изображают ее в виде маленькой девочки, лет десяти-одиннадцати, эльфы - молодой женщины, темноволосой, зеленоглазой, веселой и смешливой. Кудри заплетены в две косицы, голову венчает широкий венок из резных дубовых листьев. Одета богиня, как правило, в вышитую рубашку. Украшений, кроме цветов, не признает.
Множество сказок повествует о том, как богиня помогала честным, добрым, но бедным девушкам, одаряя тех завидным приданным. Велисса хранительница дома, очага, помощница хозяйки, и первая начальница над мелкими духами (домовыми, конюшими и т.д.), она охраняет маленьких детей, выводит на дорогу заблудившихся путников, бережет людей от болезней. «Дар Велиссы» - обыкновенный дубовый желудь на веревочке или цепочке, матери вешают на шею своим отпрыскам, как оберег (этот же талисман носят беременные женщины).
Спутниками Велиссы являются кошки. По поверьям при появлении богини как минимум пара этих изящных созданий вьется около ее ног, трется о колени, выгибают спинки и мурлыкают.
Данное божество покровительствует женщинам, девушкам и детям, любви, семейному очагу, браку (свадьбу гуляют с именем Велиссы на устах, и второй тост обязательно пьют за девочку-богиню), деторождению, мирным ремеслам, целительству, травоведению.
Дейкар, Хозяин Дорог – бог путешествий и честного боя, покровитель странствующих рыцарей, наемников, извечный враг демонов и бесов (именно данный бог освятил омелу, сделав ее могучим оружием против проклятых). У Дейкара просят заступничества, отправляясь в дальний путь или готовясь к поединку, ему молятся жены, провожая мужей в дорогу.
Образ: молодой темноволосый мужчина, облаченный в хауберк. Хитрый взгляд насмешливых глаз, на губах вечная полуулыбка, на бедрах рыцарский пояс с мечом. Его спутник – седой сокол, глазами которого бог может видеть земли на сотни лиг вперед.
Храмы Дейкара довольно скромны, как размерами, так и внутренним убранством. В простонародье весьма популярны амулеты-обращения, этакие просьбы о покровительстве, записанные на полосках бересты.
Имя Дейкара составная часть множества благословений, его словами экзорцисты заклинают непокорных духов (к слову, именно этот бог считается первым в истории покорителем духа).
В эльфийской религии, где Велисса изображается повзрослевшей девушкой, Дейкар выступает в роли ее мужа.
Бог известен специфическим чувством юмора, но одновременно, почти отеческой любовью к простому народу. Верность своим клятвам, достоинство, храбрость, желание защищать слабых и умение вести честную войну – вот те качества, которые культивирует религия Дейкара. Ей остро претят такие поступки, как мародерство, изнасилование, убийство ради удовольствия.
Нередко вмешивается в дела земные, помогая или же, наоборот, мешая смертным в тех или иных начинаниях. Ряд легенд рассказывают о противостоянии Урца и Дейкара.